сделки между взаимозависимыми лицами. риски и последствия

СДЕЛКИ МЕЖДУ ВЗАИМОЗАВИСИМЫМИ ЛИЦАМИ. РИСКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Кто такие - взаимозависимые лица? В чем тут проблема? Каковы последствия совершения сделки между взаимозависимыми лицами? При каких условиях эти последствия наступают


Что не так со сделками между взаимозависимыми лицами? 

Предполагается, что это – способ минимизации налогового бремени группы компаний, основанный на минимизации налоговой базы (как правило, прибыли) у одной компании и концентрации ее у другой компании, которая имеет более благоприятные условия налогообложения. 

Неправомерным является завышение или занижение цены сделки между взаимозависимыми лицами по сравнению с рыночной ценой сделки. 

Простейший пример – продажа имущества через так называемую «прокладку», то есть через лицо (например, индивидуального предпринимателя на УСН), имеющее низкую налоговую нагрузку. 

Понятно, что налоговые органы активно борются с такой деятельностью, имея для этого неплохой инструментарий. 

Какие лица являются взаимозависимыми? 

Примеры взаимозависимых лиц описаны в статье 105.1 Налогового кодекса – всего 11 примеров. Взаимозависимость может быть основана:

  • на участии в юридическом лице, 
  • на возможности влияния на формирование органов управления, 
  • на родственных отношениях, отношениях подчиненности физических лиц 
  • на других критериях. 

Отметим, что перечень не является исчерпывающим. Суд при определенных условиях может усмотреть взаимозависимость и по иными основаниям. 

Налоговый орган должен установить два обстоятельства: 

  1. Наличие взаимозависимости по критериям, описанным выше, 
  2. Нерыночность цены, об этом – далее. 

Несоответствие цены конкретной сделки рыночным условиям определяется и доказывается налоговым органом с применением нескольких методов, основной из которых – метод сопоставимых рыночных цен, он является приоритетным и подлежит применению в первую очередь. 

Остальные методы – метод цены последующей реализации, затратный метод и другие – применяются только если не может быть использован метод сопоставимых рыночных цен. 

Сделки признаются сопоставимыми, если они совершаются в одинаковых коммерческих или финансовых условиях. 

Метод сопоставимых рыночных цен применяется, если на соответствующем рынке товаров, работ или услуг есть хотя бы одна сопоставимая сделка с идентичными (или, хотя бы однородными) товарами, работами или услугами, и если информация об этой сделке является достаточной. 

Применяя эти методы, налоговый орган может доказать, что конкретная сделка совершена на условиях, отличающихся от рыночных. 

Каковы последствия? 

Если налоговым органом будут доказаны два указанных выше обстоятельства – наличие взаимозависимости и «нерыночность» цены – то доходы учитываются у того лица, которое могло бы их получить при нормальном (законном) осуществлении коммерческой деятельности. Это так называемое правило вытянутой руки, закрепленное в статье 105.3 Налогового кодекса.
Очевидно, что за этим следует доначисление налогов и другие сопутствующие последствия. 

наШИ статьи и видео

наШИ статьи и видео

ВИДЕО
ДВА ДИРЕКТОРА В ОБЩЕСТВЕ

Об управлении обществом двумя директорами, распределении полномочий между ними, плюсах и минусах подобной модели, рекомендациях при взаимодействии с контрагентами, имеющими два руководителя

ВИДЕО
ДРОБЛЕНИЕ БИЗНЕСА С ЦЕЛЬЮ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ

О дроблении бизнеса с целью налоговой оптимизации, последствиях для налогоплательщиков, обстоятельствах, которые обязана доказать налоговая при обращении в суд, налоговой реконструкции

ВИДЕО
Вместо директора управляющая компания

Об управляющей компании в обществе: зачем применяется данная модель, каковы ее преимущества и недостатки, рекомендации по содержанию условия договора между обществом и управляющей организацией

ВИДЕО
ПОКУПКА БИЗНЕСА: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ

О ключевых трудностях, возникающих при приобретении юридического лица, способах минимизации рисков, инструментах анализа компании, составе документов и активов, которые подлежат проверке до покупки

наШИ КОНТАКТЫ

наШИ КОНТАКТЫ

CRM-форма появится здесь


адрес
190068, Санкт-Петербург,
Мытнинская наб., д.13
ОТКРЫТЫ Пн-Пт: 09.00 -18.00