необоснованная налоговая выгода. новости 2021. часть 2

НЕОБОСНОВАННАЯ НАЛОГОВАЯ ВЫГОДА. НОВОСТИ 2021. ЧАСТЬ 2

Новое письмо ФНС РФ от 10 марта 2021 года «О практике применения статьи 54.1. Налогового кодекса». Продолжение


Продолжаем разговор о необоснованной налоговой выгоде в контексте письма ФНС РФ от 10 марта 2021 года «О практике применения статьи 54.1. Налогового кодекса». Здесь вы можете найти первую часть описания этой темы.

Напомним суть вопроса.

Хозяйственные операции налогоплательщика подлежат оценке по следующим четырем критериям: 

  1. Реальность операции (то есть существовала ли она в действительности), 
  2. Исполнение обязательства тем лицом, которое указано в сделке, 
  3. Действительный экономический смысл операции (то есть, в частности, верность юридической квалификации, например: прикрытие одной налогооблагаемой сделки, другой, не налогооблагаемой), 
  4. Наличие деловой цели (то есть основной целью операции не должен быть уход от налогов).
Не прохождение описанного теста – это признание нарушения налогового законодательства, последствием которого является налоговая реконструкция, то есть, в частности, доначисление налогов таким образом, как если бы налогоплательщик не допускал нарушения. 


Чтобы подтвердить указанные выше обстоятельства необходимо проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента.

На практике это означает, что необходимо доказать налоговому органу ряд обстоятельств заключения и исполнения договора. 

Надо дать разумные пояснения, как минимум, по следующим вопросам: 

  1. Как вы познакомились с контрагентом, как узнали о нем (если у контрагента нет рекламы – подозрительно, может быть было коммерческое предложение?), 
  2. Как проверяли продукцию, которую планируете приобретать (согласитесь, странно не проверять то, что планируешь приобретать), 
  3. С кем из руководства контрагента обсуждали условия будущего договора (проблемный пункт, так как нередко договоры поставки заключаются на уровне менеджеров отдела закупок), 
  4. Как вы проверяли контрагента перед заключением договора – на предмет отсутствия у него долгов по налогам, подозрительных операций, массового руководителя и т.д.,
  5. Достаточно ли было у контрагента ресурсов для исполнения договора – персонала, оборудования, денежных средств. Как вы проверяли эти обстоятельства? 
  6. Известны ли вам реальное местонахождение контрагента, его офиса, склада и т.д., 
  7. Как, где, кем фактически подписывался договор, (ответ: «к нам в офис привезли подписанный договор» - не самый лучший с точки зрения налогового органа), 
  8. Хорошо бы иметь документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (понятно, что этот пункт не очень подходит для маленьких компаний), 
  9. Если применимо, есть ли у контрагента необходимые лицензии, сертификаты на продукцию и т.д. 

Также необходимо ответить на вопросы о порядке исполнения договора: 

  1. Кто и с кем общался при исполнении договора, 
  2. Есть ли деловая переписка в процессе исполнения договора (заявки на поставку продукции, претензии и т.д.), 
  3. Кто и каким образом доставлял товар, какие документы предоставлялись при поставке товара (это важно, чтобы исключить предположение налогового органа о создании формального документооборота), 
  4. Как проверялось качество поставленной продукции. 

Кроме того, необходимо помнить об обстоятельствах, вызывающих подозрение у налоговых органов, к ним относятся: 

  1. Непрофильные для компании сделки, 
  2. Не выгодные для компании сделки (надо объяснить выгоду), 
  3. Сделка, совершенная в нарушение внутренних процедур согласования, 
  4. Отсутствие претензий в случае ненадлежащего исполнения договора. 

Каждый из указанных выше вопросов хорошо бы подтвердить документально. 

Мы описали тот минимум, который даст вашей компании шанс избежать проблем с налоговым органом. Понятно, что невозможно наложить на каждую сделку трафарет, однако, не следует и пренебрегать теми рисками, которые могут возникнуть при формальном подходе к данному вопросу. 

наШИ статьи и видео

наШИ статьи и видео

ВИДЕО
ДВА ДИРЕКТОРА В ОБЩЕСТВЕ

Об управлении обществом двумя директорами, распределении полномочий между ними, плюсах и минусах подобной модели, рекомендациях при взаимодействии с контрагентами, имеющими два руководителя

ВИДЕО
ДРОБЛЕНИЕ БИЗНЕСА С ЦЕЛЬЮ НАЛОГОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ

О дроблении бизнеса с целью налоговой оптимизации, последствиях для налогоплательщиков, обстоятельствах, которые обязана доказать налоговая при обращении в суд, налоговой реконструкции

ВИДЕО
Вместо директора управляющая компания

Об управляющей компании в обществе: зачем применяется данная модель, каковы ее преимущества и недостатки, рекомендации по содержанию условия договора между обществом и управляющей организацией

ВИДЕО
ПОКУПКА БИЗНЕСА: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ

О ключевых трудностях, возникающих при приобретении юридического лица, способах минимизации рисков, инструментах анализа компании, составе документов и активов, которые подлежат проверке до покупки

наШИ КОНТАКТЫ

наШИ КОНТАКТЫ

CRM-форма появится здесь


адрес
190068, Санкт-Петербург,
Мытнинская наб., д.13
ОТКРЫТЫ Пн-Пт: 09.00 -18.00