Регистрация воздушных судов и прав на них

В последние годы увеличился интерес наших сограждан к новому для нас виду личного транспорта – различным воздушным судам, в том числе самолетам, вертолетам, дельтапланам и так далее.

Это вызвано как снятием ограничений на использование воздушного пространства для полетов частных легких и сверхлегких воздушных судов, упрощенным (уведомительным) порядком полетов, так и доступностью и относительной дешевизной таких воздушных судов на рынке Российской Федерации и Европы.

На вторичном рынке стоимость, например, сверхлегкого двухместного самолета «Стинг» чешского производства, составляет около 3-5 млн. рублей в зависимости от комплектации. Это вполне умеренные средства для любого обеспеченного человека, желающего стать начинающим авиалюбителем.

Помимо воплощения детской мечты о полете, владелец воздушного судна получает ряд преимуществ: развитие сети небольших аэродромов на окраинах городов уже сейчас позволяет владельцам воздушных судов добираться из города в свои загородные резиденции минуя все дорожные пробки, и, пожалуй, аттракцион – воздушное судно может стать чем-то новым и захватывающим для членов семьи и друзей.

Однако кажущаяся простота и дешевизна приобретения воздушного судна не должна вводить в заблуждение потенциального покупателя. На самом деле и оформление воздушного судна и прав на него, получение необходимых для полетов разрешений, а также дальнейшая эксплуатация воздушного судна связаны со значительным количеством документов, временных и финансовых затрат.

Статьей 130 Гражданского Кодекса РФ воздушные суда, подлежащие государственной регистрации, отнесены к недвижимому имуществу. В соответствии со статьей 33 Воздушного Кодекса РФ подлежат регистрации:

  • гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, — в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации;
  • сверхлегкие гражданские воздушные суда авиации общего назначения — в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Под сверхлегкими воздушными судами гражданской авиации понимается воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 килограмм без учета веса авиационных средств спасания, под легкими — воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет менее 5700 килограмм, в том числе вертолет, максимальный взлетный вес которого составляет менее 3100 килограмм (ст.32 Воздушного Кодекса РФ).

При этом метеорологические шары-пилоты, неуправляемые аэростаты, а также сверхлегкие воздушные суда, в том числе дельтапланы, парапланы, мотодельтапланы и так далее, с массой конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасания), государственной регистрации не подлежат (п.2 Приказ Минтранса РФ от 18.11.2011 N 287 «Об утверждении порядка государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов».

Помимо регистрации воздушных судов, регистрации подлежит права и переход прав на воздушные суда. Регистрация воздушных судов, регистрация прав на воздушные суда, а также выдача разрешений на использование бортовой радиостанции возложена на Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). С подробным перечнем необходимых для регистрации и выдачи разрешений документов, можно ознакомится на сайте Росавиации. Обращаем Ваше внимание, что регистрация производится исключительно в центральном офисе Росавиации по адресу: 125993, Москва, Ленинградский проспект, 37 корп/стр 2. Пересылка документов по почте, либо подача документов в электронной форме пока не предусмотрена.

Регистрация воздушного судна, относящегося к серийному, скорее всего не вызовет затруднений, поскольку все испытания данного вида воздушного судна уже проводились, и в отношении них имеется сертификат типа.

Федеральными авиационными правилами «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения», утвержденными Приказом Минтранса РФ от 17.04.2003 N 118, установлено, что единичный экземпляр воздушного судна авиации общего назначения, не имеющий и не имевший сертификата типа, не производимый ранее и в настоящее время серийно, изготовленный в количестве 1 — 3 экземпляров (далее — ЕЭВС), допускается к эксплуатации при наличии сертификата летной годности.

ЕЭВС должны отвечать следующим требованиям: иметь максимальный сертифицированный взлетный вес не более 1800 кг и быть предназначенным для полета не более чем четырех человек на борту.

К единичному воздушному судну может относиться как серийный импортный самолет, не прошедший сертификацию на территории РФ, так и судно, собранное авиалюбителем по собственным чертежам и расчетам, при этом при его изготовлении могут быть использованы как типовые агрегаты и запчасти, так и изготовленные собственноручно.

Для регистрации воздушного судна заявитель должен обратиться в организацию, аккредитованную в ССГА на право проведения сертификации ЕЭВС в соответствии с Положением и в летно-технический центр, аккредитованный в ССГА на право проведения оценки соответствия ЕЭВС требованиям, установленным настоящим Положением. Данные организации проведут оценку технической документации и проведут испытания воздушного судна. Итогом положительных испытаний и оценки должно стать комплексное заключение (аттестат годности к полетам), который и станет основанием для государственной регистрации единичного воздушного судна в Росавиции, о чем будет выдано свидетельство о регистрации воздушного судна.

Регистрация воздушного судна производится один раз первоначальным собственником на территории РФ, после чего сведения о новых собственниках вносятся в реестр на основании их заявлений, о чем выдается новое свидетельство о регистрации воздушного судна.

Помимо полученных в Росавиации свидетельств о регистрации воздушного судна, регистрации прав на него, разрешения на использование бортовой радиостанции, собственник воздушного судна должен будет получить свидетельство о летной годности, который продлевается ежегодно, и свидетельство пилота (после прохождения обучения). На протяжении всей эксплуатации воздушного судна пилот должен хранить и надлежащим образом заполнять формуляр самолета и двигателя, в которые необходимо вносить сведения о ремонте воздушного судна или его частей, обо всех вылетах, перемещениях и иных обстоятельствах, имеющих отношение к судну.

Для принятия решения о покупке воздушного судна необходимо оценить все затраты на эксплуатацию судна и получение необходимых документов. Наиболее затратными будут получение и ежегодное продление сертификата летной годности, а также размещение воздушного судна на аэродроме.

Если Вы готовы приобрести самолет и Вас не останавливают возможные трудности, мы готовы помочь провести анализ имеющихся у продавца документов, при необходимости выехать на место базирования судна для его осмотра, а также составить договор купли-продажи и представлять Ваши интересы в Росавиации для регистрации права собственности и получения всех необходимых документов.

Нормативная база для ознакомления:

  • Гражданский Кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ, Статья 130
  • Федеральный закон от 08.01.1998 N 10-ФЗ (ред. от 23.07.2010) «О государственном регулировании развития авиации»
  • «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 20.04.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.07.2014) ст.32-33
  • Федеральный закон от 14.03.2009 N 31-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними»
  • Постановление Правительства РФ от 27.03.1998 N 360 (ред. от 30.06.2010) «О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах»
  • Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 396 (ред. от 26.08.2014) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта» п.5.3-5.4
  • Постановление Правительства РФ от 28.11.2009 N 958 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними»
  • Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 641-р «Об утверждении Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации»
  • Приказ Минтранса РФ от 17.04.2003 N 118 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения»
  • Приказ Минтранса России от 12.09.2008 N 147 (ред. от 10.02.2014) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации»
  • Приказ Минтранса РФ от 18.11.2011 N 287 «Об утверждении Порядка государственной регистрации сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.12.2011 N 22660)
  • Приказ Минтранса России от 05.12.2013 N 457 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.03.2014 N 31590)

Вы находитесь на сайте 4 минуты,
Вы нашли то, что искали?

Оставьте номер телефона, и мы перезвоним Вам!