27 марта — 03 апреля 2017

НЕДВИЖИМОСТЬ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

Подписан закон, устанавливающий приоритет восстановительного ремонта ТС над денежной выплатой по закону об «автогражданке»

Федеральный закон от 28.03.2017 N 49-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Согласно Федеральному закону после осмотра поврежденного транспортного средства страховщик, как правило, будет выдавать страхователю направление на ремонт на станцию технического обслуживания. Станция технического обслуживания при этом должна соответствовать установленным правилами ОСАГО требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего. При этом устанавливается перечень случаев, в которых осуществляется страховая выплата: если ни одна из СТО, с которыми у страховщика заключен договор по организации восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами ОСАГО требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего и потерпевший не согласен на проведение ремонта на иной СТО; в случае полной гибели ТС; смерти потерпевшего или причинения ему тяжкого или средней тяжести вреда здоровью; стоимость восстановительного ремонта превышает страховую сумму или лимит по «европротоколу»; по заявлению потерпевшего-инвалида; в случае признания всех участников дорожно-транспортного происшествия ответственными при отказе от осуществления доплаты за ремонт; при наличии соглашения между страхователем и страховщиком и в ряде иных случаев.

Кроме того, с согласия страховщика потерпевший вправе самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта ТС.

Федеральным законом предусматривается ряд положений, направленных на защиту интересов потерпевших, в частности: место проведения восстановительного ремонта должно быть доступно для потерпевшего (или предусматривается оплата страховщиком перемещения ТС до места проведения ремонта). Также вводится ответственность для страховщика за нарушение обязательств по восстановительному ремонту.

Еще одним нововведением Федерального закона является снятие ограничения по количеству участников ДТП, при которых осуществляется прямое возмещение убытков. Ранее водители должны были обращаться в «свою» страховую компанию только при ДТП с участием двух транспортных средств.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его обязательного опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки, и применяется к договорам ОСАГО, заключенным после его вступления в силу.

© КонсультантПлюс

 

Включение или невключение площади автостоянки или гаража в площадь жилого дома зависит от их взаимного расположения и конструктивного решения

Письмо Минэкономразвития России от 07.03.2017 N Д23и-1186
«Относительно включения в площадь жилого здания площадей балконов, лоджий, террас, веранд, гаража, а также площади, занятой внутренними стенами здания»

Сообщается, в частности, что:

  • если гараж (автостоянка) расположен внутри здания (встроенный) — его площадь не исключается из площади этажа здания и, соответственно, из площади самого здания;
  • если гараж (автостоянка) является пристроенным к зданию — решение о включении его площади в площадь здания зависит от характера блокирования построек (является блок гаража автономным или нет) (если блок гаража не является автономным (не может эксплуатироваться независимо от жилого дома), такой «блок» является частью здания и, следовательно, его площадь не исключается из площади здания);
  • если гараж (автостоянка) является отдельно стоящим зданием/сооружением, то такой гараж является самостоятельным объектом кадастрового учета.

© КонсультантПлюс

 

Минэкономразвития России предложены меры по совершенствованию процедуры комплексных кадастровых работ

Проект Федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» в части приведения положений о комплексных кадастровых работах в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации»

Законопроектом, в частности, предусматривается:

  • уточнение порядка проведения комплексных кадастровых работ в отношении лесных участков (в частности, устанавливается запрет на выполнение комплексных кадастровых работ за счет средств местных бюджетов в отношении кадастровых кварталов, где расположены только лесные участки);
  • возможность использования кадастровыми инженерами технических паспортов, оценочной и иной документации, ранее подготовленной органами и организациями технического учета и технической инвентаризации (для этого органам государственной власти и органам местного самоуправления, являющимся заказчиками комплексных кадастровых работ предоставляется право на бесплатное получение данных документов, хранение которых осуществляется в соответствии со статьей 45 Федерального закона «О кадастровой деятельности»);
  • установление особых увеличенных сроков осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости на основании карты-плана территории.

© КонсультантПлюс

 

Утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения

Постановление Правительства РФ от 28.03.2017 N 346
«Об исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения и о Правилах ведения реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения»

Перечень процедур включает в себя процедуры, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ, в том числе:

  • процедуры, связанные с предоставлением прав на земельный участок и подготовкой документации по планировке территорий;
  • процедуры, связанные с предоставлением прав на лесной участок и его использованием для целей строительства;
  • процедуры, связанные с заключением договоров подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства нежилого назначения к сетям инженерно-технического обеспечения (к электрическим сетям), а также с архитектурно-строительным проектированием;
  • процедуры, связанные с осуществлением строительства, реконструкции объектов капитального строительства нежилого назначения;
  • процедуры, связанные с предоставлением разрешения на ввод объекта капитального строительства нежилого помещения в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект, заключением договоров энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения.

Во вторую часть перечня включены процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов РФ и территориях муниципальных образований, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов РФ или муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

В случае подготовки нормативных правовых актов, предусматривающих изменение количества процедур в указанной сфере строительства, соответствующими государственными органами государственной власти в Минстрой России направляются предложения по изменению перечня процедур.

Ведение реестра описаний процедур, указанных в исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства объектов капитального строительства нежилого назначения, обеспечивает Минстрой России. Устанавливается перечень сведений, подлежащих включению в реестр описаний процедур. Вводится обязанность высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ представлять в Минстрой России необходимые для ведения реестра процедур сведения и сроки их предоставления.

Реестр описаний процедур подлежит размещению на официальном сайте Минстроя России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

© КонсультантПлюс


 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Правительство РФ предлагает расширить право следования автора оригинала произведения изобразительного искусства

Проект Федерального закона N 136846-7
«О внесении изменения в статью 1293 Гражданского кодекса Российской Федерации»

В действующей редакции статьи 1293 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 12.03.2014 N 35-Ф3 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») автор соответствующего оригинала произведения обладает правом на получение вознаграждения при каждой перепродаже лишь в том случае, когда юридическое лицо или индивидуальный предприниматель выступают в качестве посредника.

Таким образом, случаи, когда автор может претендовать на причитающееся ему вознаграждение за право следования, в настоящее время сужены по сравнению с редакцией данной нормы, действовавшей до вступления в силу указанного Закона N 35-ФЗ.

В этой связи законопроектом устанавливается, что в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве посредника, покупателя или продавца участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин), автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования).

© КонсультантПлюс

 

С 1 января 2018 года будет усилена охрана смежных прав режиссеров-постановщиков театральных произведений

Федеральный закон от 28.03.2017 N 43-ФЗ
«О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Федеральным законом, в частности, предусматривается:

  • определение постановки режиссеров-постановщиков спектаклей, выраженной в какой-либо объективной форме, в качестве особого результата исполнительской деятельности;
  • наделение режиссера-постановщика личными неимущественными правами (правом на имя, правом на неприкосновенность) при публичном исполнении постановки, не ограничиваясь их защитой лишь при использовании постановки в записи, передачи в эфир или по кабелю, доведении исполнения до всеобщего сведения;
  • включение в число правомочий, определяющих содержание исключительного права на постановку, правомочия публичного исполнения постановки спектакля, в том числе в живом исполнении;
  • определение момента начала течения срока охраны исключительного права режиссера-постановщика на постановку в зависимости от момента первого публичного исполнения постановки.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года.

Повторное осуществление публичного исполнения постановки спектакля лицом, осуществившим с согласия режиссера-постановщика первое публичное исполнение этого спектакля до 1 января 2018 года, не является нарушением положений Федерального закона, если договором режиссера-постановщика спектакля с указанным лицом прямо не предусмотрены однократность публичного исполнения постановки или ограничение количества таких исполнителей.

© КонсультантПлюс


 

НАЛОГОВОЕ ПРАВО

Действующий механизм возврата неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета признан не противоречащим Конституции РФ

Постановление Конституционного Суда РФ от 24.03.2017 N 9-П
«По делу о проверке конституционности отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Н. Беспутина, А.В. Кульбацкого и В.А. Чапланова»

Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ положения статей 32, 48, 69, 70 и 101 Налогового кодекса РФ, а также пункта 3 статьи 2 и статьи 1102 ГК РФ, поскольку эти положения по своему конституционно-правовому смыслу при отсутствии в законодательстве о налогах и сборах специального регулирования порядка возврата неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета:

  • не исключают возможность взыскания с налогоплательщика денежных средств, полученных им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного по решению налогового органа имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, в порядке возврата неосновательного обогащения в случае, если эта мера оказывается единственно возможным способом защиты фискальных интересов государства;
  • предполагают, что соответствующее требование может быть заявлено — в случае, если предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено ошибкой самого налогового органа, — в течение трех лет с момента принятия ошибочного решения о предоставлении имущественного налогового вычета; если же предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено противоправными действиями налогоплательщика, то налоговый орган вправе обратиться в суд с соответствующим требованием в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета;
  • исключают применение в отношении налогоплательщика, с которого взысканы денежные средства, полученные им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета, иных правовых последствий, если только такое неосновательное обогащение не явилось следствием противоправных действий самого налогоплательщика, и не иначе как в рамках системы мер государственного принуждения, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Конституционный Суд РФ отметил, что федеральный законодатель правомочен внести в действующее налоговое регулирование изменения, направленные на урегулирование оснований, порядка и сроков взыскания с налогоплательщика соответствующих денежных средств.

© КонсультантПлюс

 

Доходы, полученные бывшим супругом на основании соглашения о разделе имущества, подлежат налогообложению НДФЛ

<Письмо> ФНС России от 15.03.2017 N БС-4-11/4624
«О налогообложении компенсаций при расторжении брака»

Такой вывод содержится в письме Минфина России, направленном в налоговые органы.

При расторжении брака режим совместной собственности прекращается, и имущество (в определенных соглашением сторон или судом долях) переходит в единоличную собственность каждого из супругов.

На основании пункта 5 статьи 208 НК РФ не облагаются НДФЛ доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками. Исключением из этого правила являются доходы, полученные указанными физическими лицами в результате заключения между ними договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений.

С учетом изложенного сделаны следующие выводы:

  • сумма, выплачиваемая супругом, получившим большую долю имущества, супругу, получившему меньшую долю, на основании решения суда, является компенсацией, которая не подлежит обложению НДФЛ на основании статьи 217 НК РФ;
  • аналогичная сумма, выплачиваемая бывшим супругом на основании соглашения о разделе имущества, является доходом, подлежащим налогообложению НДФЛ.

© КонсультантПлюс

 

Конституционный Суд РФ признал правомерным взыскание с бенефициара организации ущерба, причиненного бюджетной системе РФ в связи с уклонением от уплаты налогов

<Информация> ФНС России
«Конституционный Суд РФ поддержал позицию налоговиков о взыскании ущерба с физического лица, умышленно обанкротившего предприятие»

В ходе судебных разбирательств было доказано, что собственник фактически контролировал деятельность предприятия, несмотря на то, что не являлся его директором. Предприятие не смогло заплатить доначисленные налоги, в результате чего налоговые органы подали заявление о его банкротстве. Суд установил вину данного лица и причинно-следственную связь между его действиями и ущербом, причиненным государству в связи с уклонением от уплаты налогов.

В Конституционном суде РФ рассматривался вопрос о возможности принятия жалобы, в которой оспаривалась конституционность абзаца первого пункта 1 статьи 1064 ГК РФ, о возмещении причиненного вреда (Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 N 396-О).

По мнению заявителя, данное законоположение противоречит Конституции РФ, поскольку допускает взыскание с физических лиц, привлеченных к уголовной ответственности, ущерба, причиненного бюджетной системе, при отсутствии установленного факта получения данными лицами экономической выгоды от уклонения от уплаты налогов.

Конституционный Суд отказал в рассмотрении жалобы гражданина, указав, в частности, что обязанность возместить причиненный вред как мера гражданско-правовой ответственности применяется при наличии состава правонарушения, включающего, как правило, наступление вреда, противоправность поведения и причинную связь между ними.

© КонсультантПлюс


 

ИНОЕ

В случае приостановления предварительного следствия, прекращения уголовного дела или уголовного преследования должен решаться вопрос об отмене применяемых мер безопасности либо о дальнейшем их применении

Федеральный закон от 28.03.2017 N 50-ФЗ
«О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка осуществления государственной защиты»

Установлена обязанность следователя в случае приостановления предварительного следствия по уголовному делу, обязанность судьи, следователя в случае прекращения уголовного дела или уголовного преследования, в связи с производством по которым применяются меры безопасности, вынести постановление о дальнейшем применении мер безопасности либо об их полной или частичной отмене, если для дальнейшего применения мер безопасности отсутствуют основания, предусмотренные законодательством РФ.

О вынесенном постановлении уведомляется орган, осуществляющий меры безопасности, а также лицо, в отношении которого вынесено такое постановление.

Кроме того, существующая в настоящее время обязанность суда по вынесению определения или постановления об отмене мер безопасности либо о дальнейшем применении указанных мер в случае осуществления государственной защиты в отношении осужденного дополнена указанием о необходимости уведомления органа, осуществляющего меры безопасности, а также лица, в отношении которого вынесено такое определение или постановление.

 

Вещественные доказательства в виде изъятого игрового оборудования, используемого при незаконных организации и проведении азартных игр, будут уничтожаться по решению суда

Федеральный закон от 28.03.2017 N 51-ФЗ
«О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации«

Установлено, что порядок уничтожения определяется Правительством РФ. Об уничтожении вещественных доказательств составляется протокол в соответствии с требованиями статьи 166 УПК РФ.

К материалам уголовного дела приобщаются материалы фото- и киносъемки, видеозаписи вещественных доказательств, а также может быть приобщен образец вещественного доказательства, достаточный для сравнительного исследования.

© КонсультантПлюс

 

Для признания выплат, производимых на основании соглашений о расторжении трудового договора, экономически оправданными, достаточно уволить конкретного работника, а также соблюсти баланс интересов работника и работодателя, при котором выплаты направлены на разрешение возможной конфликтной ситуации и не служат исключительно цели личного обогащения увольняемого работника

Определение Верховного Суда РФ от 13.02.2017 N 305-КГ16-18369 по делу N А40-213762/2014

Налоговый орган доначислил обществу налог на прибыль, взыскал пени и штраф в связи с неправомерным включением в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, денежных компенсаций работникам при увольнении по соглашению сторон. По мнению налогового органа, данные выплаты не являются экономически обоснованными, так как выплачивались работникам, с которыми прекращены трудовые отношения; не направлены на стимулирование или поощрение трудовой деятельности и не предусмотрены трудовым законодательством в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон.

Общество обжаловало решение в арбитражный суд, указав, что спорные выплаты экономически обоснованны, так как позволили ему минимизировать налоговые обязательства, избежать конфликтных ситуаций и формировать положительный имидж работодателя на рынке труда.

Суды трех инстанций в удовлетворении требования отказали, исходя из того, что выплачиваемые по соглашению о расторжении трудовых договоров суммы выходных пособий не являются расходами на оплату труда, поскольку производились на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, одновременно с изданием приказа об увольнении. В связи с этим нет оснований для отнесения их к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль.

В соответствии с п. 2 ст. 253 НК РФ для целей налогообложения учитываются расходы на оплату труда, в состав которых на основании ст. 255 НК РФ включаются любые начисления работникам в денежной и натуральной формах, предусмотренные законом, трудовыми и коллективными договорами.

Согласно п. 9 ст. 255 НК РФ в спорный период к расходам на оплату труда относились начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией, сокращением численности или штата. Этому корреспондирует гарантированное ст. 178 ТК РФ право работников, увольняемых по этим основаниям, на получение от работодателя выходного пособия, а также на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства. Эти выплаты по существу представляют собой заработную плату, сохраняемую за работниками на период вынужденной невозможности реализации права на оплачиваемый труд в течение предельных сроков и признаются в качестве затрат, необходимых для ведения экономической деятельности налогоплательщиком. В то же время ст. 178 ТК РФ предусматривает, что трудовым договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также повышенные размеры выходных пособий.

На основании п. 25 ст. 255 НК РФ допускается учет в целях налогообложения других видов расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым и коллективным договором. То есть ст. 255 НК РФ установлен открытый перечень расходов на оплату труда работников, учитываемых в целях налогообложения, при условии, что они производятся в рамках трудовых и связанных с ними отношений.

Судебная коллегия указала, что само по себе то обстоятельство, что выплаты работникам произведены во исполнение соглашений о расторжении трудовых договоров, не исключает возможности признать их в целях налога на прибыль организаций на основании ст. 255 НК РФ (что соответствуют правовой позиции, изложенной в определениях Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 23.09.2016 N 305-КГ16-5939 и от 20.03.2017 N 305-КГ16-17247).

При отнесении затрат в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, в качестве дополнительного критерия подлежит оценке вопрос о соответствии спорных расходов ст. ст. 252 и 270 НК РФ (они должны быть обоснованными (экономически оправданными) и документально подтвержденными).

По мнению налогового органа, спорные выплаты подлежат сравнению с выходным пособием в размере однократного среднемесячного заработка сотрудника, а при представлении доказательств того, что уволенные сотрудники не трудоустроены — в размере двукратного среднемесячного заработка. Также должны быть установлены обстоятельства, связанные с проведением сокращения численности или штатов.

Налоговое законодательство не содержит положений, позволяющих налоговому органу при применении ст. 252 НК РФ оценивать произведенные налогоплательщиками расходы с позиции их экономической целесообразности. Расходы признаются экономически обоснованными, если они необходимы для деятельности налогоплательщика (постановления Президиума ВАС РФ от 09.03.2011 N 8905/10, от 25.02.2010 N 13640/09). По смыслу правовой позиции КС РФ, выраженной в постановлении от 24.02.2004 N 3-П, судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности.

Вывод о несоответствии расходов при увольнении работников п. 1 ст. 252 НК РФ не может следовать из того, что работник в дальнейшем не сможет приносить доход организации. Иное бы означало оценку целесообразности увольнения работника на соответствующих условиях путем прекращения трудовых отношений по соглашению сторон, а не по иным основаниям, предусмотренным ТК РФ. Однако это не означает, что экономически оправданными могут признаваться расходы, произведенные вне связи с экономической деятельностью налогоплательщика, то есть по существу направленные на удовлетворение личных нужд уволенных за счет бывшего работодателя.

Выплаты, производимые на основании соглашений о расторжении трудового договора, могут выполнять как функцию выходного пособия, так и по существу выступать платой за согласие работника на отказ от трудового договора. Следовательно, для признания таких выплат экономически оправданными достаточно установить достижение цели — фактическое увольнение конкретного работника, а также соблюдение баланса интересов работника и работодателя, при котором выплаты направлены на разрешение возможной конфликтной ситуации при увольнении и не служат исключительно цели личного обогащения увольняемого работника.

Судебная коллегия указала, что лишь при значительном размере таких выплат, их явной несопоставимости обычному размеру выходного пособия на налогоплательщике лежит бремя обоснования природы выплат и их экономической оправданности. Размер выплат может не совпадать с размером выплат, предусмотренных трудовым законодательством, и устанавливаться соглашением сторон.

По расчетам общества, об эффективности мероприятий по увольнению на основании соглашений о расторжении договоров свидетельствует экономия средств работодателя, минимизация затрат, связанных с выплатой выходных пособий, причитающихся работникам при увольнении по сокращению численности или штата.

Судебная коллегия по экономическим спорам отменила все судебные акты по делу и признала решение налогового органа недействительным.

© КонсультантПлюс

Пожалуйста, оставьте здесь свой вопрос.
Мы получим его на e-mail
и обязательно ответим вам

[contact-form-7 404 "Not Found"]

Заполните форму и мы вам пришлем интересующий образец правового документа





подписаться на новости