26 июня — 2 июля 2017

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Проект Федерального закона

«О внесении изменений в статью 448 Гражданского кодекса Российской Федерации»

Минфин России уточняет положения ГК РФ, касающиеся уступки денежного требования (факторинга) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг

Согласно проекту в случае, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора, если иное не установлено ГК РФ или другим законом.

В настоящее время запрет уступки прав и перевода долга в данном случае носит безусловный характер.

  • государственного ветеринарного надзора;
  • федерального государственного карантинного фитосанитарного надзора;
  • федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств;
  • государственного земельного надзора.

Источник: Консультант Плюс


 

ЖКХ

Наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения ее предоставления

Верховный Суд РФ пояснил, что действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.

Верховным Судом РФ проанализированы, в частности, процессуальные вопросы, структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядок внесения платы и меры социальной поддержки.

Так, указывается, в том числе, следующее:

  • споры, связанные с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, рассматриваются мировыми судьями, а также иными судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства (требования о взыскании суммы задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не превышающей 500 тыс. рублей, подлежат рассмотрению в порядке приказного производства);
  • к спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права;
  • при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта);
  • поскольку поднаниматели жилого помещения и временные жильцы не приобретают самостоятельного права пользования жилым помещением, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг им не предоставляется;
  • при наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры, болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) или членов его семьи, наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22)

 

Вводятся в действие типовые формы документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения

Вступает в силу Постановление Правительства РФ от 15.06.2017 N 713, которым утверждены следующие типовые формы:

  • запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения;
  • технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения;
  • заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения;
  • договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения;
  • акта о подключении (технологическом присоединении);
  • акта разграничения имущественной принадлежности;
  • акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон;
  • акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).

Кроме того, внесены изменения в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314, устанавливающие, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения осуществляется с использованием типовых форм.

(Постановление Правительства РФ от 15.06.2017 N 713)

 

Скорректированы правила присоединения объектов капитального строительства к сетям газоснабжения

Устанавливается, в частности, что пуск газа на построенное, реконструированное или модернизированное газоиспользующее оборудование и оборудование, переводимое на газ с других видов топлива, для проведения пусконаладочных работ (комплексного опробования) и приемки оборудования в эксплуатацию производится на основании акта о готовности сетей газораспределения и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению)

Корректируются требования к содержанию запроса о предоставлении технических условий для присоединения к сетям газоснабжения.

К запросу, в числе прочего, должен прилагаться документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание на сеть газораспределения (при реконструкции сети газораспределения), в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения.

Кроме того, расширяется перечень информации, которую должны содержать технические условия. В случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения технические условия должны включать:

  • наименование присоединяемого объекта сети газораспределения;
  • характеристику существующей сети газораспределения в точке присоединения.

Предусматривается, что срок действия технических условий составляет не менее 5 лет со дня их выдачи — для заявителей в случае предоставления технических условий на присоединение объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения при строительстве объекта сети газораспределения в рамках утвержденной в установленном порядке программы газификации или реконструкции объекта существующей сети газораспределения, принадлежащего ему на праве собственности.

(Постановление Правительства РФ от 19.06.2017 N 727)


 

СУДОПРОИЗВОДСТВО

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил некоторые вопросы, возникающие в процессе рассмотрения экономических споров, осложненных иностранным элементом

Под делами по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом, понимаются дела: с участием иностранных лиц; по спорам, предметом которых являются права на имущество, иной объект, находящийся на территории иностранного государства (например, права на имущество в иностранном государстве, которыми обладает российская организация, права на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, находящиеся или зарегистрированные в иностранном государстве); по спорам, связанным с юридическим фактом, имевшим место на территории иностранного государства, в частности спору, вытекающему из обязательств, возникающих из причинения вреда, произошедшего в иностранном государстве.

При рассмотрении данной категории дел судам следует исходить, в частности, из следующего:

  • применяя правила судопроизводства, установленные нормами международных договоров, арбитражный суд определяет действие этих правил во времени и пространстве в соответствии с разделом 2 части 3 Венской конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969;
  • если заключено несколько международных договоров РФ с иностранным государством в отношении правил судопроизводства по делам об экономических спорах, возникающих из отношений, осложненных иностранным элементом, арбитражный суд устанавливает подлежащий применению международный договор, руководствуясь нормами Венской конвенции, Федеральным законом от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», нормами самого международного договора, вопрос о применении которого разрешается судом;
  • специальный международный договор подлежит приоритетному применению независимо от круга его участников и времени принятия, если нормами международных договоров не установлено иное;
  • по общему правилу к компетенции арбитражных судов РФ относятся дела с участием иностранных организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность через находящиеся на территории РФ филиалы или представительства иностранных организаций, а не созданных в иностранной юрисдикции их филиалов или представительств, деятельность которых не имеет тесной связи с территорией РФ (пункт 2 части 1 статьи 247 АПК РФ). Поэтому при предъявлении иска к такому филиалу или представительству иностранной организации арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим — иностранной организацией (часть 1 статьи 47 АПК РФ);
  • если истец не согласен на замену указанного филиала или представительства иностранной организации самой иностранной организацией, производство по делу подлежит прекращению (пункт 1 части 1 статьи 150 АПК РФ);
  • при применении пункта 9 части 1 статьи 247 АПК РФ под спорами, возникшими из отношений, связанных с государственной регистрацией имен и других объектов и оказанием услуг в международной ассоциации информационно-телекоммуникационных сетей «Интернет» на территории РФ, следует понимать в том числе споры, связанные с защитой прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, товаров, работ, услуг и предприятий, использованные при регистрации доменных имен в российской доменной зоне (национальные домены первого уровня и доменные зоны второго уровня, ориентированные на российскую аудиторию либо включающие сайты на кириллице), а если регистрация осуществлена на территории РФ (регистратором выступает российское лицо), то и в иных доменных зонах;
  • юридический статус иностранного юридического лица подтверждается, как правило, выпиской из официального торгового реестра страны происхождения. Юридический статус иностранных лиц может подтверждаться иными эквивалентными доказательствами юридического статуса, признаваемыми в качестве таковых законодательством страны учреждения, регистрации, основного места осуществления предпринимательской деятельности, гражданства или места жительства иностранного лица;
  • при установлении юридического статуса иностранного лица суд может также принимать во внимание открытую информацию в сети «Интернет», размещенную на официальных сайтах уполномоченных иностранных органов по регистрации юридических лиц и содержащую сведения о регистрации юридических лиц;
  • по общему правилу, документы, подтверждающие юридический статус иностранного лица и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до обращения истца в арбитражный суд (пункт 9 части 1 статьи 126 АПК РФ), за исключением случаев, когда такие документы требуют консульской легализации или проставления апостиля.
  • в случае если документы требуют консульской легализации или проставления апостиля, такая легализация должна быть совершена или апостиль должен быть проставлен не ранее чем за тридцать дней до обращения истца в арбитражный суд, а сам документ при этом должен быть получен в разумные сроки до начала осуществления консульской легализации или до проставления апостиля;
  • наименования иностранных лиц указываются в тексте судебных актов в том виде, в каком они существуют по правилам личного закона иностранных юридических лиц и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Наименования лиц, существующие не в кириллице или латинице, приводятся в кириллице или латинице в транслитерации (при этом используется вариант транслитерации, представленный самим иностранным лицом, при его наличии).

(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 23)


 

НОТАРИАТ

Совершение нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов теперь осуществляется по новым правилам

В частности, расширяется перечень нотариальных действий, которые могут совершать указанные лица. Так, предусматривается, что должностные лица местного самоуправления для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте, теперь совершают следующие нотариальные действия:

  • удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
  • удостоверяют тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи;
  • удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;
  • удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
  • удостоверяют время предъявления документов;
  • удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;
  • удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.

Устанавливается, что по просьбе лица, обратившегося за совершением нотариального действия, должностное лицо местного самоуправления может совершить нотариальное действие путем изготовления нотариального документа в электронной форме.

Утрачивает силу Приказ Минюста России от 27.12.2007 N 256, которым были утверждены ранее действовавшие правила совершения таких нотариальных действий.

(Приказ Минюста России от 06.06.2017 N 97)


 

ФИНАНСЫ

Вводится законодательное определение понятия «иностранные финансовые инструменты»

Для целей Федерального закона от 07.05.2013 N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» под иностранными финансовыми инструментами понимаются:

  • ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и/или иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги — Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)», утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги;
  • доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций, местом регистрации или местом нахождения которых является иностранное государство, а также в имуществе иностранных структур без образования юридического лица, не определенные в качестве ценных бумаг и относящихся к ним финансовых инструментов;
  • договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, если хотя бы одной из сторон такого договора являются нерезидент и (или) иностранная структура без образования юридического лица;
  • учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства доверительное управление имуществом, учредителем и (или) бенефициаром которого являются установленные лица;
  • договоры займа, если хотя бы одной из сторон такого договора является нерезидент и/или иностранная структура без образования юридического лица;
  • кредитные договоры, заключенные с расположенными за пределами территории РФ иностранными банками или иными иностранными кредитными организациями.

Кроме того, в ряд федеральных законов, содержащих нормы о запрете для определенной категории лиц владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами, вносятся дополнения о том, что указанное в них понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в значении, предусмотренном Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ.

(Федеральный закон от 28.12.2016 N 505-ФЗ)


 

БАНКРОТСТВО

Вводятся новые механизмы защиты прав и законных интересов кредиторов в делах о банкротстве юридических лиц

Устанавливается, что исключение общества с ограниченной ответственностью из ЕГРЮЛ в установленном порядке для недействующих юридических лиц влечет последствия, предусмотренные ГК РФ для отказа основного должника от исполнения обязательства (в данном случае, если неисполнение обязательств общества (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что лица, выступающие от имени юридического лица, члены коллегиальных органов юридического лица и лица, определяющие действия юридического лица, действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества).

Предусматривается, что в ЕГРЮЛ теперь включаются сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Внесение в ЕГРЮЛ указанных сведений осуществляется регистрирующим органом на основании поступившего в регистрирующий орган из арбитражного суда определения о принятии заявления о признании должника банкротом, а также представленных оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве сведений о наименовании должника — юридического лица и идентифицирующих должника сведений (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика), сведений о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о дате введения соответствующей процедуры, сведений о прекращении производства по делу о банкротстве, сведений об утвержденных внешнем управляющем или конкурсном управляющем (фамилия, имя и, если имеется, отчество такого арбитражного управляющего, его идентификационный номер налогоплательщика) и об изменении таких сведений. Указанные сведения представляются оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве в форме электронных документов в порядке, установленном Правительством РФ, не позднее 3 дней со дня их внесения в данный реестр.

Вводится запрет на принятие решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии у регистрирующего органа сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Вступают в силу изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», направленные на совершенствование механизма привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.

В частности, увеличивается с 1 года до 3 лет срок, в течение которого может быть подано заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по основаниям, установленным законодательством о банкротстве, а также предусматриваются особенности рассмотрения арбитражным судом заявлений о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности.

(Федеральный закон от 28.12.2016 N 488-ФЗ)


 

СТРОИТЕЛЬСТВО

Гражданин теперь включается в реестр «обманутых дольщиков» при соответствии новым критериям

Такими критериями являются:

  • неисполнение застройщиком обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства;
  • привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • надлежащее исполнение гражданином — участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
  • неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства;
  • отсутствие правопреемника застройщика, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
  • необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика, не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
  • отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.

Решение о включении гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании заявления пострадавшего гражданина с приложением копий документа, удостоверяющего личность; договора долевого участия; платежных документов; вступившего в законную силу решения суда о включении требований дольщика в реестр требований кредиторов (при наличии).

Приводятся рекомендуемые формы заявления пострадавшего о включении в реестр; расписки о принятии документов к рассмотрению и уведомления о включении (об отказе во включении) в реестр пострадавших граждан.

Признан не подлежащим применению Приказ Минэкономразвития России от 20.09.2013 N 403, которым были утверждены ранее действовавшие критерии.

(Приказ Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр)

 

Истекает срок, в течение которого индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право выполнять ряд работ при отсутствии выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства

Речь идет о следующих видах работ:

  • работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с лицом, не являющимся застройщиком, техническим заказчиком, лицом, получившим в соответствии с ЗК РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий;
  • работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с лицом, не являющимся застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором;
  • работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с лицом, не являющимся застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором.

(Федеральный закон от 18.06.2017 N 126-ФЗ)


 

ГОСЗАКУПКИ

Верховный суд обобщил практику по спорам о госзакупках по 44-ФЗ.

Верховный суд опубликовал 73-страничный обзор практики рассмотрения дел, связанных с законодательством о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Источник


 

ИНОЕ

С июля многократно повысятся штрафы для тех, кто обрабатывает персональные данные

Нарушения теперь описаны в КоАП РФ подробнее: вместо одного состава выделено семь.

Самый высокий штраф — 75 тыс. руб. — грозит юрлицам за обработку персональных данных без письменного согласия лица, когда оно обязательно по закону.

Размер штрафа будет таким же, если при обработке данных юрлицо нарушит требования к составу сведений, которые включаются в письменное согласие.

Сейчас для юрлиц максимальный штраф — 10 тыс. руб. Наказывают за нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных.

В реестре операторов обработки персональных данных на сайте Роскомнадзора числится свыше 380 тыс. компаний. Среди них — страховщики, банки, сотовые операторы, турагентства.

Документ: Федеральный закон от 07.02.2017 N 13-ФЗ (вступает в силу 1 июля 2017 года)

 

Нотариусы будут вести и хранить списки участников ООО

В этих списках будут сведения о каждом участнике общества, размере его доли в уставном капитале и ее оплате, размере долей, принадлежащих обществу и датах их перехода к обществу. Передать такие сведения нотариусам сможет общее собрание участников общества. После их передачи списки занесут в специальный реестр единой информационной системы нотариата. Сейчас аналогичные списки ведет руководитель компании.

Нотариусы, в свою очередь, будут обязаны вносить сведения в этот реестр и выдавать выписки из него. За каждое внесение сведений и получение выписки будет взиматься плата.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 360-ФЗ; Письмо ФНП от 12.07.2016 № 2493/03-16-3

 

МРОТ повысится с 7500 руб. до 7800 руб. в месяц

По общему правилу, месячная заработная плата работника не может быть ниже МРОТ.

Федеральный закон от 19.12.2016 № 460-ФЗ

 

Больничный лист можно будет получить в форме электронного документа

Для этого необходимо письменное согласие пациента. Если такое согласие получено, больничный формируется и размещается в информационной системе страховщика.

Федеральный закон от 01.05.2017 № 86-ФЗ

 

Повысится плата за коммунальные услуги, однако вносить ее станет проще

Коммуналка увеличится за счет увеличения предельных индексов, выше которых взимать плату запрещено. Кроме того, в платежках появятся двухмерные штрих-коды, что упростит процедуру оплаты. Эти штрих-коды станут обязательными для управляющих компаний – прочие формы управления могут отказаться от их использования.

Постановление Правительства РФ от 26.12.2016 №1498; Распоряжение Правительства РФ от 19.11.2016 № 2464-р

Источник

Пожалуйста, оставьте здесь свой вопрос.
Мы получим его на e-mail
и обязательно ответим вам




подписаться на новости
captcha

Заполните форму и мы вам пришлем интересующий образец правового документа





подписаться на новости