20 — 26 февраля 2017

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

ВС РФ разъяснил, как рассчитывать проценты по ст. 395 ГК РФ при просрочке валютного обязательства

Рекомендации приведены в первом в 2017 году обзоре судебной практики Верховного суда.

По мнению ВС РФ, в случае просрочки исполнения валютного денежного обязательства проценты по ст. 395 ГК РФ следует начислять в иностранной валюте.

Размер таких процентов нужно рассчитывать исходя из средних процентных ставок по краткосрочным кредитам в иностранной валюте. Узнать значения этих ставок можно на сайте ЦБ РФ  и в «Вестнике Банка России».

Если в этих источниках средняя ставка в иностранной валюте за конкретный период не опубликована, размер подлежащих взысканию процентов определяется по-другому. Нужно учитывать самую позднюю из опубликованных ставок по каждому из периодов просрочки.

Когда отсутствуют и такие публикации, проценты по ст. 395 ГК РФ нужно рассчитывать на основании справки. Имеется в виду справка одного из ведущих банков в месте нахождения кредитора. Этот документ должен подтверждать, какую среднюю ставку по краткосрочным валютным кредитам применяет банк.

Разъяснения касаются также денежных обязательств, которые должны оплачиваться в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или у.е.

По вопросу определения процентов по ст. 395 ГК РФ за просрочку исполнения валютных обязательств ВС РФ уже высказывался. Он отметил: если просрочка возникла с 1 июня 2015 года по 31 июля 2016 года включительно, для расчета процентов нужно исходить из ставок банковского процента по краткосрочным вкладам физлиц в соответствующей валюте. Однако тогда ВС РФ не пояснил, чем следует руководствоваться, если просрочка возникла с 1 августа 2016 года. Теперь неопределенность в этом вопросе устранена.

Напомним, рассмотренный расчет процентов по ст. 395 ГК РФ надо использовать, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Документ: Обзор судебной практики ВС РФ N 1 (2017), утвержденный Президиумом ВС РФ 16.02.2017 (размещен на сайте ВС РФ 17 февраля 2017 года)


 

БАНКОВСКОЕ ПРАВО

ЦБ РФ определил, как банки должны содействовать ему в осмотре предметов залога

Инструкция ЦБ РФ также закрепляет конкретные обязанности банков в случае, когда проводится ознакомление с деятельностью заемщиков, залогодателей.

Согласно Инструкции кредитным организациям потребуется определить работников, ответственных за взаимодействие с группой ЦБ РФ по осмотру залога или ознакомлению с деятельностью заемщика, залогодателя. Нужно будет обеспечить подготовку необходимых для этого сведений, документов, их копий. Банк будет обязан их представить на основании заявки группы ЦБ РФ. При этом банк не сможет отказать группе ЦБ РФ в представлении документов или информации из-за того, что они содержат тайну. Речь идет, например, о банковской, коммерческой, служебной тайне.

Также банк будет обязан обеспечивать беспрепятственный доступ в помещения и на территорию, где должны проводиться осмотр или ознакомление, руководителю и членам группы ЦБ РФ. Это может быть, к примеру, офис банка.

ЦБ РФ не ограничил перечень обязанностей, связанных с проведением осмотра предмета залога или ознакомлением с деятельностью заемщиков, залогодателей. Так, ответственный работник банка должен выполнять любые другие действия при проведении указанных процедур по требованию группы ЦБ РФ.

Если банк не исполнит требования группы, это будет считаться противодействием содействию в проведении процедур. В таком случае руководитель группы ЦБ РФ составит акт. Затем ЦБ РФ будет решать вопрос о применении к кредитной организации мер. Полагаем, это могут быть, например:

  • требование устранить нарушение;
  • штраф на сумму до 0,1% минимального размера уставного капитала.

Напомним, обязанность банков содействовать ЦБ РФ в проведении в отдельных случаях указанных осмотра и ознакомления появилась 4 июля 2016 года. Однако было неясно, в чем конкретно должно выражаться это содействие. ЦБ РФ в инструкции прояснил этот вопрос.

Документ: Инструкция Банка России от 20.12.2016 N 176-И


 

НОРМОТВОРЧЕСТВО

Предлагается исключить из ГПК РФ выдачу судебного приказа по требованию из простой письменной сделки

Проект с такими поправками к ст. 122 ГПК РФ о требованиях, по которым выдается судебный приказ, внесен в Госдуму.

Полагаем, кредитор сможет обратиться с требованием, которое основано на сделке, совершенной в простой письменной форме, в рамках искового производства, в том числе в упрощенном или заочном порядке.

Исковое производство по сравнению с приказным займет больше времени. Таким образом, если проект станет законом, возрастут временные затраты кредиторов на взыскание денег с должников по требованиям, вытекающим из простых письменных сделок.

Как отмечает автор проекта, он разработан для защиты в основном заемщиков-физлиц. К примеру, речь идет о ситуациях, когда из-за действий мошенников граждане, не заключавшие никаких сделок, становятся должниками на основании судебного приказа.

Документ: Проект Федерального закона N 104417-7 (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=104417-7) Внесен в Госдуму 16 февраля 2017 года

 

Принят во 2-м чтении проект о сроках, в которые нужно представлять сведения по требованию прокурора

Планируется определить среди прочего сроки, в которые юрлица должны представлять документы, информацию, справки и другие материалы по требованию прокурора.

По проекту, если материалы нужны прокурору для выполнения своих функций, представить данные по общему правилу необходимо в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования. Если же прокурор запросит информацию в ходе проверки исполнения законов, организации надо уложиться в два рабочих дня с момента предъявления требования.

Предполагается, что в требовании могут быть установлены и более длительные сроки.

В случае когда проверяемое юрлицо не сможет вовремя исполнить требование, ему нужно будет уведомить прокурора, изложив объективные причины предполагаемой просрочки. Сделать это потребуется письменно в сроки, отведенные компании на представление информации, документов, материалов или их копий. В такой ситуации прокурор будет принимать решение об установлении нового срока.

Проект также предусматривает максимальный срок проведения прокурорской проверки — по общему правилу 30 календарных дней со дня ее начала.

Отметим, что рассмотренные поправки разработаны во исполнение Постановления КС РФ от 17.02.2015 N 2-П. В нем суд указал, что законодатель должен, в частности, определить:

  • предельные сроки проведения проверочных прокурорских мероприятий;
  • сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора представить документы, материалы, статистические и иные сведения.

Сейчас, пока изменения не приняты, прокуроры должны устанавливать разумные сроки представления необходимых сведений. Предельный срок прокурорской проверки составляет по общему правилу 20 рабочих дней.

Напомним, за умышленное невыполнение требований прокурора юрлицам грозит штраф от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Документ: Проект Федерального закона N 865550-6 (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=865550-6) Принят во втором чтении 15 февраля 2017 года

 

Госдума утвердила в первом чтении законопроект о переводе работников бюджетной сферы на карты национальной платежной системы «Мир», сообщает «Коммерсантъ». Действующие бюджетники должны будут перейти на такие карты до 1 июля 2018 года. Действующим пенсионерам карты «Мир» будут выдаваться по мере истечения срока действия имеющихся карт. При этом, если гражданин получал бюджетные средства наличными или на счет, к которому не привязана карта, то и после вступления поправок в силу эта возможность будет сохранена.

Источник

Пожалуйста, оставьте здесь свой вопрос.
Мы получим его на e-mail
и обязательно ответим вам

[contact-form-7 404 "Not Found"]

Заполните форму и мы вам пришлем интересующий образец правового документа





подписаться на новости