17 ноября — 23 ноября 2014

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО — ОБЩЕЕ

Предложены внесудебные меры защиты авторских (смежных) прав в интернете и других сетях (проект ФЗ N 458668-6).

Закон об информации планируется дополнить положениями о внесудебном порядке прекращения нарушений авторских и (или) смежных прав в Интернете и других сетях. Меры по устранению таких нарушений могут приниматься по заявлению правообладателя, уполномоченного им лица, а также лицензиата, получившего исключительную лицензию на объект авторских и (или) смежных прав.

Указанным лицам с 1 мая 2015 г. предлагается предоставить право обращаться к владельцу интернет-сайта с заявлением о нарушении авторских и (или) смежных прав. Такое обращение возможно в случае обнаружения в сетях (в том числе в Интернете) интернет-сайта, на котором без разрешения этих лиц или в отсутствие иного законного основания размещена информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или сведения, необходимые для получения данных объектов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (далее вместе — незаконно размещенная информация).

В законопроекте предусмотрены обязательные сведения, которые включаются в такое заявление (ч. 2 ст. 15.7 Закона об информации в редакции законопроекта). К ним, в частности, относятся данные о незаконно размещенном объекте авторских и (или) смежных прав, а также о наличии у заявителя прав на этот объект.

Если в заявлении отражены все необходимые сведения и в нем нет неточностей или ошибок, владелец интернет-сайта обязан удалить незаконно размещенную информацию (в течение 24 часов с момента получения заявления) или направить заявителю уведомление с доказательствами правомерности ее размещения.

При наличии в заявлении неточностей, ошибок или неполных сведений владелец интернет-сайта в течение 24 часов с момента его получения обязан направить уведомление об уточнении сведений. Такое уведомление может направляться только один раз. Заявитель в течение суток с момента его получения должен устранить недостатки и направить уточненное заявление. После этого владелец интернет-сайта либо удаляет незаконно размещенную информацию, либо направляет заявителю уведомление с доказательствами правомерности ее размещения.

В целях реализации данных внесудебных мер в законопроекте предложено установить для владельцев интернет-сайтов дополнительные обязанности. Так, на принадлежащем ему сайте владелец должен будет указать свое наименование, местонахождение, адрес, электронный адрес. Он вправе также разместить на сайте электронную форму, заполнив которую правообладатель сможет направить заявление о нарушении его прав.

Кроме того, в законопроекте предусмотрена возможность постоянной блокировки сайта (ст. 15.6 Закона об информации в редакции законопроекта, ч. 3 ст. 26 ГПК РФ в редакции законопроекта). В остальном законопроект, подготовленный к третьему чтению, существенно не отличается от редакции документа ко второму чтению.

С текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте Госдумы

НЕДВИЖИМОСТЬ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО

Письмо Федеральной нотариальной палаты от 19 июля 2013 г. N 1567/06-06 «О возможности оформления наследственных прав на основании выписки из похозяйственной книги.

В нотариальной практике нередки случаи, когда в качестве документа, подтверждающего право собственности наследодателя на жилой дом, нотариусу предъявляется только выписка из похозяйственной книги, выданная сельскими органами местного самоуправления в пределах компетенции.

Представляется, что вопрос о возможности оформления наследственных прав на основании указанной выписки должен решаться нотариусами в каждом конкретном случае с учетом всех относящихся к делу обстоятельств.

Так, например, в период действия Гражданского кодекса РСФСР 1964 года к форме договора купли-продажи жилого дома в сельском населенном пункте предъявлялись требования о совершении договора в письменной форме и его регистрации в исполнительном комитете сельского Совета народных депутатов (часть вторая статьи 239 Гражданского кодекса РСФСР). Если выписка из похозяйственной книги, выданная органами местного самоуправления в пределах их полномочий, содержит данные о наследодателе как о собственнике жилого дома, об основаниях приобретения им имущества, сведения о регистрации договора купли-продажи в исполкоме сельского Совета в период действия статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации, по мнению Федеральной нотариальной палаты, выписка из похозяйственной книги могла бы рассматриваться в качестве документа, подтверждающего факт принадлежности дома наследодателю.

КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

«Положение о порядке ведения реестра эмиссионных ценных бумаг» (утв. Банком России 11.09.2014 N 430-П)

Регламентирован порядок ведения реестра эмиссионных ценных бумаг подразделениями Банка России.

Реестр ведется Департаментом допуска на финансовый рынок, Департаментом лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций и уполномоченными территориальными учреждениями Банка Росси.

Реестр состоит из двух разделов, в первом из которых содержится информация об эмитенте ценных бумаг, во втором — сведения о выпусках (дополнительных выпусках) ценных бумаг данного эмитента. Определен перечень включаемых в реестр сведений, основания для их внесения в реестр и процедура.

Информация из реестра является открытой и доступной для любого заинтересованного лица.

НАЛОГИ

1.

Утверждены коэффициенты-дефляторы на 2015 год для применения спецрежимов.

Министерство экономического развития приказом от 29.10.14 № 685 определило коэффициенты-дефляторы на 2015 год.

Коэффициент-дефлятор — это ежегодно устанавливаемый на календарный год коэффициент, который учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем периоде.

Коэффициент-дефлятор в целях применения упрощенной системы налогообложения составляет 1,147,  для применения системы налогообложения в виде ЕНВД —1,798, для патентной системы — 1,147, для расчета налога на имущество физлиц — 1,147.

Коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ равен 1,307.

2.

Федеральный закон от 04.11.14 № 348-ФЗ вводит новую форму налогового контроля – налоговый мониторинг.

(Обзор подготовлен Палатой налоговых консультантов, размещен по адресу: http://www.nalog-forum.ru/php/content.php?id=4732

Правилам его проведения посвящен раздел V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга» Налогового кодекса.

Система налогового мониторинга вступает в силу с 1 января 2015 года. Однако участники консолидированной группы налогоплательщиков смогут применять данную систему налогового контроля только с 1 января 2016 года.

В соответствии с п. 1 ст. 105.26 НК РФ предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогов и сборов, обязанность по уплате которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика — организацию.

В пояснениях к законопроекту его авторы указывают, что новая система позволит повысить прогнозируемость поступлений налогов во все уровни бюджетной системы РФ, а также своевременно выявлять пробелы и коллизии в налоговом законодательстве. Внедрение налогового мониторинга на постоянной основе будет способствовать сокращению затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров и повышению уровня правовой культуры налогоплательщиков по уплате налогов.

Следует отметить, что вводимая система налогового (горизонтального) мониторинга фактически уже опробована на практике. Об этом свидетельствует заключение ФНС России соглашений о горизонтальном мониторинге с пятью крупнейшими российскими компаниями. В их числе – ОАО «Северсталь».

Система не для всех 

Для получения доступа к такой форме налогового контроля как налоговый мониторинг налогоплательщик должен единовременно обладать следующими финансовыми характеристиками (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учёта налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС, составляет не менее 300 млн руб.;
  • суммарный объём полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности компании за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб.;
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчётности компании на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб.

«Влюблён по собственному желанию» 

Налогоплательщику нужно будет подать в налоговую инспекцию заявление о проведении налогового мониторинга. Этот документ нужно представить налоговикам по месту нахождения налогоплательщика не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который будет проводиться налоговый мониторинг (ст. 105.27 НК РФ).

Если организация в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесена к категории крупнейших налогоплательщиков и стоит на учёте как крупнейший налогоплательщик, то подать указанное заявление нужно в налоговую инспекцию для крупнейших налогоплательщиков.

Форма заявления о проведении налогового мониторинга будет утверждена ФНС России.

К заявлению налогоплательщику надо приложить:

  • регламент информационного взаимодействия с налоговиками по установленной форме;
  • информацию об организациях, о физических лицах, которые прямо или косвенно участвуют в организации, представляющей заявление, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • учётную политику для целей налогообложения, действующую в календарном году, в котором представлено заявление.

Заявление можно отозвать до того момента, когда в налоговой инспекции примут по нему решение, и оно будет считаться не поданным.

До 1 ноября года, в котором налогоплательщик подал заявление, налоговики должны принять решение о проведении мониторинга или отказе от проведения, и в течение пяти дней сообщить о своём решении заявителю.

Перечень причин для отказа ограничен. В него включены только три основания:

  • проблемы с документами, представленными вместе с заявлением;
  • несовпадение условий по сумме налогов, объёму доходов и стоимости активов;
  • несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к нему.

Сроки мониторинга 

Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором компания представит в налоговую инспекцию заявление о его проведении.

Проведение мониторинга начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился мониторинг.

Значит, если заявление налогоплательщика будет подано им в 2015 году, система налогового мониторинга заработает для него только с 01.01.16, а закончится 01.10.17.

Получение информации 

Для этого организации и налоговой инспекции потребуется установить «Регламент информационного взаимодействия». Форму организации взаимодействия выбирает сама организация.

В указанном документе прописывается порядок представления от организации налоговому органу документов или информации, которые являются основой для исчисления, удержания, уплаты налогов и сборов в электронной форме, или доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы или информация. При этом налоговики должны иметь возможность ознакомиться и с подлинниками нужных им документов. Порядок представления подлинников также должен быть прописан в регламенте взаимодействия.

Кроме того, там предусматривается порядок отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учёта доходов, расходов и объектов налогообложения, даются сведения об аналитических регистрах налогового учёта, а также информация о системе внутреннего контроля налогоплательщика за правильностью исчисления, удержания, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, (при условии что такая система существует).

 Соблюдение регламента крайне важно, так как налоговики имеют право немедленно прекратить налоговый мониторинг — ст. 105.28 НК РФ — по следующим основаниям:

  • неисполнение регламента информационного взаимодействия;
  • обман налоговиков со стороны налогоплательщика;
  • систематическое (два раза и более) не представление налоговикам затребованных документов или пояснений.

В течение 10 дней после фиксации нарушения налоговая инспекция письменно уведомляет организацию о досрочном прекращении мониторинга. Однако для такого отказа в НК РФ также установлен предельный срок — это 1 сентября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг.

В налоговой инспекции 

Налоговый мониторинг ведётся на территории налоговой инспекции (ст. 105.29 НК РФ).

Если в налоговом учёте налогоплательщика, по мнению налоговиков, всё идёт правильно, никаких действий налоговый орган не предпринимает.

Если же налоговики посчитают, что организация где-то ошибается, налоговая инспекция активизируется и потребует от налогоплательщика:

  • или в течение 5 дней пояснить свои поступки;
  • или в течение 10 дней всё исправить.

Если представленные пояснения налоговиков не устроят, налоговая инспекция составит «мотивированное мнение». (То же самое произойдёт, если организация вообще не даст никакого ответа).

Мотивированное мнение 

В соответствии со ст. 105.30 НК РФ мотивированное мнение налоговой инспекции отражает её позицию по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. Мотивированное мнение направляется налогоплательщику при проведении налогового мониторинга. Его форма и требования к нему должны быть определены ФНС России.

Налоговики могут отправить мотивированное мнение по собственной инициативе, если посчитают, что налогоплательщик совершает ошибку.

Налоговики могут отправить мотивированное мнение и по запросу налогоплательщика, если у того появились вопросы по налогообложению.

Мотивированное мнение направляется налогоплательщику в течение пяти дней со дня его составления. При этом оно может быть составлено не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга, то есть не позднее 1 июля года, следующего за годом проведения мониторинга.

Если запрос на получение мотивированного мнения направляет налогоплательщик, он должен изложить свою позицию по спорному вопросу. Сделать это нужно не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг. На ответ налоговому органу отводится один месяц со дня получения запроса.

Налоговая инспекция может продлить срок ещё на один месяц, если для правильного ответа необходимы дополнительные документы или информация. Их можно затребовать не только у налогоплательщика, но и у иных лиц.

Представление документов 

Истребуемые документы, информация или пояснения могут быть представлены в налоговую инспекцию лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по ТКС или переданы в порядке, предусмотренном регламентом информационного взаимодействия.

Если налогоплательщик решит представить документы в бумажном виде, ему следует сделать с оригиналов копии, и заверить их. (Нотариус не нужен).

На доставку документов налогоплательщику отводится 10 дней со дня получения им требования от налоговиков.

Если у него есть проблемы со сроками доставки документов, то в течение дня, следующего за днем получения требования, налогоплательщик может письменно уведомить налоговую инспекцию о невозможности представления в указанный срок документов с указанием причин этого. При этом налогоплательщик должен указать сроки, в течение которых налогоплательщик готов выполнить требование о представлении документов.

Руководство налоговой инспекции вправе на основании указанного уведомления в течение двух дней со дня его получения продлить сроки представления документов или отказать в этом. При этом налоговики не вправе требовать от компании документы, ранее представленные в налоговую инспекцию в виде заверенных налогоплательщиком копий.

Согласительная комиссия 

Налогоплательщик может согласиться с мотивированным мнением налоговиков, однако может и поспорить.

Если организация соглашается с мнением налоговиков, то в течение месяца после получения ответа она сообщает об этом в налоговую инспекцию и подтверждает, что использовала полученное мотивированное мнение у себя в учёте и отчётности.

Если налогоплательщик продолжает придерживаться своей точки зрения, то в течение одного месяца со дня получения ответа из налоговой инспекции он должен представить в налоговую инспекцию свои возражения.

В этом случае налоговая инспекция собирает все имеющиеся у неё материалы по спорному вопросу и в течение в трёх дней со дня получения возражений должна отправить их в ФНС РФ.

Взаимосогласительная процедура проводится на основании ст. 105.31 НК РФ руководителем или заместителем руководителя ФНС России в течение одного месяца со дня получения возражений налогоплательщика и материалов от налоговой инспекции. В указанной процедуре также должны участвовать представители налоговой инспекции, высказавшие мнение, с которым не согласился налогоплательщик, и представитель организации.

По результатам переговоров ФНС России должна составить уведомление, которое вручается или направляется налогоплательщику в течение трёх дней со дня его составления. Там будет указано окончательное мнение налоговиков.

Далее у организации будет месяц на изучение решения ФНС России.

И хотя в тексте НК РФ это прямо не прописано, по нашему мнению, в случае несогласия с окончательным решением налоговиков организации придётся идти в суд.

Обратите внимание! Налоговая инспекция не позднее двух месяцев с даты окончания проведения налогового мониторинга должна уведомить налогоплательщика о наличии или об отсутствии невыполненных мотивированных мнений, направленных ему в ходе проведения мониторинга.

Льготы и ограничения 

Так как налогоплательщик фактически доверяет налоговикам весь свой учёт, законодательство предоставляет ему защиту от ошибок налоговых инспекторов.

Так, если налогоплательщик исполнил мотивированное мнение налоговиков, в результате чего ему впоследствии доначислили налоги, то он освобождается от начисления пени. Об этом сказано в п. 8 ст. 75 НК РФ. А в пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ сказано, что в указанном случае налогоплательщик освобождается от признания вины в налоговом правонарушении.

При проведении налогового мониторинга налогоплательщик освобождается от проведения камеральных налоговых проверок, за исключением случаев, когда:

  • налоговая декларация представлена позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится мониторинг;
  • представлена налоговая декларация, в которой заявлено право на возмещение НДС или акциза;
  • представлена уточнённая налоговая декларация, содержащая уменьшение ранее начисленного налога или увеличение ранее заявленного убытка;
  • досрочно прекращён налоговый мониторинг.

За тот период, в котором проводился налоговый мониторинг, не проводится выездная налоговая проверка, за исключением случаев, когда:

  • вышестоящая налоговая инспекция проверяет работу нижестоящей инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
  • досрочно прекращён налоговый мониторинг;
  • налогоплательщик не исполнил мотивированное мнение налоговой инспекции;
  • представлена уточнённая декларация к уменьшению ранее начисленного налога за тот период, в котором проводился налоговый мониторинг.

Ну и напоследок. При проведении налогового мониторинга налоговики не вправе направлять налогоплательщику мотивированное мнение по вопросам, связанным с контролем соответствия цен, примененных им в контролируемых сделках, рыночным ценам.

3.

Проект Федерального закона N 527250-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ» (ред., принятая ГД ФС РФ во II чтении 18.11.2014)

Законопроект, содержащий положения о введении торгового сбора, а также уточняющий порядок уплаты НДФЛ при продаже недвижимости, принят во втором чтении.

Напомним, что законопроектом предусматривается право муниципалитетов вводить на их территории торговый сбор, уплачиваемый организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими виды деятельности на данных территориях с использованием объектов осуществления торговли — торговых залов, складов, рынков и др. Сбор ежеквартальный, сумма к уплате определяется в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь.

Кроме того, большая часть поправок коснется особенности уплаты НДФЛ при продаже недвижимого имущества. Вводится понятие «минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества».

Законопроектом уточняется порядок применения вычетов по НДС и увеличивается срок представления декларации и уплаты налога.

ИНОЕ

1.

Приказ Росстандарта от 30.09.2014 N 1261-ст «О внесении изменений в приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)»

Обязательный переход на применение новых классификаторов ОКВЭД2 и ОКПД2 отложен до 1 января 2016 года.

Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст приняты и вводятся в действие:

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2);

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

Ранее период для постепенного перехода на применение новых классификаторов был установлен до 1 января 2015 года. Теперь — до 1 января 2016 года.

Соответственно действующие в настоящее время общероссийские классификаторы ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), ОКДП ОК 004-93, ОКПД ОК 034-2007 (КПЕС 2002), ОКУН ОК 002-93, ОКП ОК 005-93 будут отменены также на год позже — с 1 января 2016 года.

Обязательный переход на применение новых классификаторов ОКВЭД2 и ОКПД2 отложен до 1 января 2016 года.

Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст приняты и вводятся в действие:

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2);

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

Ранее период для постепенного перехода на применение новых классификаторов был установлен до 1 января 2015 года. Теперь — до 1 января 2016 года.

Соответственно действующие в настоящее время общероссийские классификаторы ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), ОКДП ОК 004-93, ОКПД ОК 034-2007 (КПЕС 2002), ОКУН ОК 002-93, ОКП ОК 005-93 будут отменены также на год позже — с 1 января 2016 года.

2.

Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197 «О внесении изменений в Правила дорожного движения РФ».

В Правила дорожного движения внесены изменения, касающиеся повышения безопасности пешеходов при пересечении проезжей части и движении по ней

В частности:

  • уточняется формулировка термина «пешеходный переход» — теперь соответствующая область распространяется на место пересечения трамвайных путей;
  • запрещен обгон на нерегулируемом пешеходном переходе вне зависимости от наличия на нем пешеходов;
  • в целях повышения видимости пешеходов в темное время суток с 1 июля 2015 года устанавливается требование об обязательном применении пешеходами светоотражающих элементов при движении по проезжей части вне населенных пунктов в указанный период времени.

Кроме того, пункты 14.1 и 14.2 ПДД изложены в новой редакции, конкретизирующей действия водителей при проезде нерегулируемых пешеходных переходов.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Постановление Конституционного Суда РФ от 18.11.2014 N 30-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 18 Федерального закона «О третейских судах в РФ», пункта 2 части 3 статьи 239 Арбитражного процессуального кодекса РФ и пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в связи с жалобой открытого акционерного общества «Сбербанк России».

При оценке беспристрастности третейского судьи необходимо принимать во внимание как его личную позицию по конкретному делу, так и объективный критерий, а именно наличие связей с одной из сторон спора.

Конституционный Суд РФ признал положения статьи 18 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», пункта 2 части 3 статьи 239 АПК РФ и пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях» не противоречащими Конституции РФ, поскольку эти положения не предполагают отказ в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда на том лишь основании, что сторона, в пользу которой оно принято, является одним из учредителей автономной некоммерческой организации, при которой создан данный третейский суд.

Признание положений статьи 18 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», пункта 2 части 3 статьи 239 АПК РФ и пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях» не противоречащими Конституции РФ не препятствует внесению федеральным законодателем — исходя из требований Конституции РФ и с учетом настоящего Постановления — изменений в действующее правовое регулирование, направленных на совершенствование порядка и принципов создания (организации, формирования) третейских судов, с тем чтобы обеспечить защиту прав сторон гражданско-правового спора на справедливое третейское разбирательство.

Пожалуйста, оставьте здесь свой вопрос.
Мы получим его на e-mail
и обязательно ответим вам

[contact-form-7 404 "Not Found"]

Заполните форму и мы вам пришлем интересующий образец правового документа





подписаться на новости