17 — 23 июля 2017

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

1. В Гражданский кодекс РФ предлагается включить положения, регламентирующие порядок формирования и использования наследственного фонда.

В первом чтении был принят законопроект (проект федерального закона №801269-6), предусматривающий, в числе прочего, возможность создания после смерти наследодателя наследственного фонда. Ко второму чтению текст законопроекта был дополнен положениями, подробно регулирующими порядок создания и работы такого фонда.

Законопроектом определяются:

  • права и обязанности нотариуса, органа, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию фонда, наследников при создании наследственного фонда;
  • порядок и условия управления наследственным фондом;
  • порядок формирования имущества наследственного фонда;
  • порядок ликвидации наследственного фонда и судьба его имущества после ликвидации фонда;
  • права выгодоприобретателя наследственного фонда;
  • требования к содержанию завещания, предусматривающего создание наследственного фонда;
  • права наследника, имеющего право на обязательную долю и являющегося одновременно выгодоприобретателем наследственного фонда.

Предполагается, что законопроект (за исключением отдельных положений) вступает в силу с 1 сентября 2018 года и будет подлежать применению к наследству, открытому после дня его вступления в силу.

 

2. В третьем чтении принят проект Федерального закона № 47538-6/10, определяющий случаи, когда юридическое лицо – займодавец вправе отказаться от исполнения договора полностью или в части.

Согласно проекту если заем выдает юрлицо, договор считается заключенным до передачи денег.

Договор займа будет признаваться заключенным тогда, когда стороны согласуют существенное условие: сумму займа или количество вещей.

Проект определяет, в каких ситуациях юрлицо-заимодавец вправе отказаться от исполнения договора полностью или частично. Это возможно при наличии обстоятельств, которые очевидно указывают, что заемщик не вернет заем в срок.

Сейчас все договоры займа реальные: они заключены с момента передачи денег или других вещей. Это правило сохранится для случаев, когда заимодавцем выступает гражданин.

Кроме того, по проекту поправок к ГК РФ аккредитив по общему правилу будет безотзывным, если не указать в нем обратное. Такой аккредитив банк-эмитент не сможет:

  • изменить без согласия получателя средств;
  • отменить без согласия получателя средств и банка, подтвердившего аккредитив.

Для получателей средств безотзывный аккредитив предпочтительнее. Он дает гарантии, что платеж состоится.

Сейчас аккредитив отзывный, если не зафиксировать в нем иное. Чтобы его отменить или изменить, не нужно уведомлять получателя средств.

 

3. Верховным Судом РФ подготовлен обзор судебной практики по делам, связанным с привлечением денежных средств граждан для участия в долевом строительстве.

В Обзоре судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 19.07.2017) отражены следующие выводы:

  • уведомление застройщиком участника долевого строительства о переносе сроков строительства не влечет изменения сроков, предусмотренных договором участия в долевом строительстве. Для их изменения необходимо заключение застройщиком и участником долевого строительства соглашения, подлежащего государственной регистрации;
  • необходимыми и достаточными условиями для удовлетворения требований участника долевого строительства о государственной регистрации договора долевого участия в строительстве являются соблюдение надлежащей формы такого договора, отсутствие препятствий для его регистрации и уклонение ответчика от такой регистрации;
  • односторонний отказ застройщика от договора (расторжение договора) вследствие невнесения оплаты участником долевого строительства по договору долевого участия в строительстве допускается только с учетом положений пункта 4 статьи 450 ГК РФ о добросовестности и разумности;
  • Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» не содержит положений, устанавливающих ответственность застройщика за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований участника долевого строительства, в том числе требования о безвозмездном устранении выявленных при передаче объекта строительства недостатков.
  • Нарушение срока удовлетворения указанного требования влечет наступление предусмотренной Законом о защите прав потребителей ответственности продавца в виде уплаты неустойки;
  • размер неустойки за нарушение срока передачи объекта долевого строительства может быть снижен судом на основании статьи 333 ГК РФ только при наличии заявления со стороны застройщика, который должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства;
  • если участник долевого строительства до обращения в суд предъявил к застройщику законное и обоснованное требование о выплате неустойки, которое не было удовлетворено в добровольном порядке, с застройщика подлежит взысканию штраф в размере пятидесяти процентов от суммы указанной неустойки;
  • в случае перехода прав участника долевого строительства к новому кредитору, в частности права на взыскание с застройщика неустойки, последняя исчисляется за период, начиная с момента нарушения застройщиком своих обязанностей перед предыдущим кредитором, если иное не установлено договором;
  • получение разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию определяет начало течения срока передачи объекта участнику долевого строительства, нарушение которого влечет предусмотренную законом ответственность.

 

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Минфин России предлагает разрешить уплату административного штрафа за лицо, привлеченное к административной ответственности.

Проектом Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросу, связанному с уплатой административного штрафа за лицо, привлеченное к административной ответственности, иным лицом» предлагается разрешить уплату административного штрафа за лицо, привлеченное к административной ответственности.

В настоящее время уплата административного штрафа возможна только непосредственно лицом, привлеченным к административной ответственности, за исключением случая уплаты за несовершеннолетнего.

В этой связи КоАП РФ предполагается дополнить положением, согласно которому уплата административного штрафа за лицо, привлеченное к административной ответственности, может быть произведена иным лицом.

При этом предусматривается, что лицо, уплатившее штраф за правонарушителя, не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченной суммы штрафа.


 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Минстрой России предлагает установить административную ответственность за нарушение требований к сбросу сточных вод в централизованные системы водоотведения.

Согласно проекту Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» несоблюдение абонентами организаций, осуществляющих водоотведение, установленных нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод повлечет наложение штрафа на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Также устанавливается ответственность за:

  • сброс абонентами организаций, осуществляющих водоотведение, или иными лицами в централизованную систему водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу;
  • отсутствие у абонентов, обязанных в соответствии с законодательством о водоснабжении и водоотведении разработать план снижения сбросов, разработанного и утвержденного плана снижения сбросов, а также неисполнение абонентами плана снижения сбросов в установленные планом сроки, а также за повторное совершение данного правонарушения;
  • недопуск представителей организаций, осуществляющих водоотведение, к местам отбора проб сточных вод для проведения контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения;
  • нарушение абонентом организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и/или водоотведение, порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и/или технической воды, водоотведения;
  • неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по разработке и согласованию плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
  • Кроме того, предлагается усилить административную ответственность за:
  • самовольное подключение и использование централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
  • нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.

Пожалуйста, оставьте здесь свой вопрос.
Мы получим его на e-mail
и обязательно ответим вам




подписаться на новости
captcha

Заполните форму и мы вам пришлем интересующий образец правового документа





подписаться на новости