11 — 17 сентября 2017

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Ключевая ставка Банка России вновь снижена и теперь составляет 8,50% годовых

Об этом решении сообщается в Информации Банка России от 15 сентября 2017 г. Ранее размер ставки составлял 9% годовых.

Принимая решение по ключевой ставке, Совет директоров Банка России исходил, в частности, из благоприятной динамики цен ряда товаров и услуг, снижения инфляционных ожиданий, повышения темпов роста экономики.

Сообщается, в частности, что инфляция находится вблизи 4%. При этом среднесрочные риски превышения инфляцией 4% преобладают над рисками устойчивого отклонения инфляции вниз от 4%. Для закрепления инфляции потребуется сохранение умеренно жестких денежно-кредитных условий.

Увеличение ВВП во II квартале превзошло прогнозные оценки. Существенный вклад в повышение темпов роста экономики внесли обрабатывающая промышленность, строительство, торговля, добыча полезных ископаемых.

Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 27 октября 2017 г. При этом на горизонте ближайших двух кварталов Банк России допускает возможность снижения ключевой ставки с учетом оценки рисков существенного и устойчивого отклонения инфляции от цели, динамики потребительских цен и экономической активности.

Источники: 1, 2

 

Минфин России готовится внести поправки в Закон о госзакупках

В информационном сообщении Минфина России от 12.09.2017 перечислены следующие потенциальные изменения:

  • предлагается установить, что нормативные акты о контрактной системе в сфере закупок будут вступать в силу не ранее чем по истечении 60 календарных дней со дня их официального опубликования, если иной срок вступления в силу не предусмотрен принимаемыми актами. Исключение обусловлено необходимостью предусмотреть возможность экстренного введения в действие норм и положений, которые невозможно предусмотреть заранее;
  • предусматривается, что изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) могут быть внесены только отдельными специальными федеральными законами;
  • предлагается обязать заказчика включать в контракт условия о размере, порядке и сроках выплаты аванса, а также положения о поэтапной выплате авансовых платежей;
  • вводится положение об установлении размера аванса в виде фиксированного процента от цены контракта, а в случае, если контрактом предусмотрена его поэтапная оплата, такой процент устанавливается в отношении каждого этапа. Выплата аванса в отношении последующего этапа исполнения контракта может быть осуществлена при выполнении и приемке результатов предыдущего этапа;
  • предлагается внести поправку, которая позволит урегулировать ситуацию, при которой лицо, заключение договора которым не регулируется Законом N 44-ФЗ, обязано применить данный закон для отбора контрагента в силу специальных положений отраслевого законодательства (например, при обязательном аудите).

Источник

 

Реформирование системы ОСАГО

Минфином России представлен Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

В частности, помимо предусмотренных в настоящее время размеров страховых сумм (400 тыс. рублей за вред, причиненный имуществу, и 500 тыс. рублей за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего) на выбор страхователя проектом предлагаются следующие условия: 1 млн. рублей за вред, причиненный имуществу, и 1 млн. рублей за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего, либо 2 млн. рублей за вред, причиненный имуществу, и 2 млн. рублей за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего.

Предусматривается возможность заключения договора обязательного страхования на срок свыше одного года (до трех лет). При этом проект не затрагивает существующие положения, позволяющие заключить договор на срок временного использования в России ТС, которое зарегистрировано в другом государстве либо на срок не более 20 дней в случаях, когда у владельца ТС нет диагностической карты.

Кроме того, проектом предлагается:

  • предоставить страховщикам право самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их минимальных и максимальных значений, установленных Банком России, а также установлению коэффициентов страховых тарифов, характеризующих страхователя и иных лиц, допущенных к управлению ТС;
  • учитывать историю вождения каждого водителя: наличие и количество страховых выплат в результате дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине каждого водителя, по всем транспортным средствам, находящимся в его управлении, а также по всем договорам обязательного страхования, в том числе не предусматривающим ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством;
  • предусмотреть использование по заявлению страхователя телематических устройств, фиксирующих характер вождения, для предоставления скидок страхователям, аккуратно эксплуатирующим транспортное средство.

Для обеспечения соразмерности неустойки размеру задержанной или недоплаченной страховой выплаты проект устанавливает в качестве базы расчета неустойки и максимального ее размера величину, равную разности между размером подлежащей осуществлению страховой выплаты и размером страховой выплаты, осуществленной страховщиком в установленные сроки. Размер финансовой санкции, выплачиваемой страховщиком потерпевшему при просрочке направления ему мотивированного отказа в страховой выплате, предусматривается в размере 200 рублей за каждый день просрочки, что соответствует установленному в настоящее время размеру (0,05 процента от страховой суммы). При этом максимальный размер финансовой санкции ограничивается на уровне 10 тыс. рублей.

Публичное обсуждение завершается 11 октября 2017 года

Источник

 

Минфин России предлагает усовершенствовать отношения, касающиеся специальных инвестиционных контрактов

Согласно Проекту Федерального закона «О специальных инвестиционных контрактах и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» специальный инвестиционный контракт представляет собой гражданско-правовой договор двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей сторон в связи с реализацией проекта (комплекса мероприятий по созданию, модернизации и освоению производства товаров, работ и услуг в определенных сферах), порядок подготовки, заключения, исполнения, изменения и прекращения которого устанавливается Правительством РФ. Речь идёт о контрактах, заключённых в отношении проектов, предполагающих производство товаров или технологий двойного назначения, а также в сфере сельского, лесного хозяйства, рыболовства и рыбоводства, добычи полезных ископаемых, обрабатывающего производства, обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха, водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, ликвидации загрязнений, строительства, транспортировки и хранения, деятельности в области информации и связи и реализуемых на территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

В частности, Проектом определяются:

  • стороны специального инвестиционного контракта (инвестор и иные лица, участвующие в его реализации, РФ, субъект РФ, муниципальное образование);
  • требования к проектам, к инвесторам для целей заключения контрактов (в том числе предоставление инвестором собственных инвестиций в проект в объеме не менее одного миллиарда рублей);
  • срок действия, порядок подготовки, заключения, исполнения, изменения и прекращения контракта;
  • условия стабильности специального инвестиционного контракта и гарантии прав его сторон;
  • полномочия Правительства РФ, высших органов исполнительной власти субъектов РФ, муниципальных образований в сфере специальных инвестиционных контрактов;
  • бюджетные, налоговые, таможенные меры стимулирования (в том числе предоставление субсидий на цели возмещения недополученных доходов в связи с производством продукции специального инвестиционного контракта и др.).

Кроме того, предусматривается:

  • изменение регулирования специальных инвестиционных контрактов, предусмотренное в настоящее время Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации»;
  • внесение соответствующих поправок в Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и другие законодательные акты.

Источник

 

С 1 октября 2017 года Ростехнадзор будет исключать из государственного реестра саморегулируемых организаций сведения о некоммерческих организациях, не разместивших средства компенсационного фонда СРО

В Информации Ростехнадзора от 14.09.2017 <По вопросу восстановления компенсационного фонда саморегулируемой организации> сообщается, что решение об исключении сведений будет принято в случае неразмещения или размещения не в полном объеме средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до 4 июля 2016 г., или средств компенсационного фонда возмещения вреда, и, в случае формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, средств такого фонда на специальном банковском счете, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством РФ, если иное не будет установлено Федеральным законом «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» или Градостроительным кодексом РФ.

Восстановление средств компенсационного фонда саморегулируемой организации осуществляется исходя из фактического количества членов такой саморегулируемой организации и уровня их ответственности по обязательствам.

Восстановлению компенсационного фонда должно предшествовать его формирование и размещение (инвестирование).

Размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются саморегулируемой организацией на основании документов, представленных ее членами, с учетом, в том числе, ранее внесенных ими взносов в компенсационный фонд такой саморегулируемой организации, а также с учетом взносов, внесенных ранее исключенными членами саморегулируемой организации и членами саморегулируемой организации, добровольно прекратившими в ней членство.

Конкурсное производство считается завершенным с даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц. Соответственно до момента ликвидации кредитного учреждения, признанного несостоятельным, размещенные в нем средства саморегулируемой организации должны учитываться при формировании компенсационных фондов и, следовательно, факт такого размещения не может служить основанием для восстановления соответствующего компенсационного фонда, т.е. до окончания конкурсного производства и ликвидации кредитной организации размер утраченных средств (убытков) саморегулируемой организации определен быть не может.

Источник

 

ФНС России разъяснила, кто является плательщиком торгового сбора в случае осуществления деятельности по агентскому договору

В Письме ФНС России от 28.08.2017 N СА-4-3/16986 «О направлении письма Минфина России от 18.08.2017 N 03-11-09/53070» указано, что торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.

Согласно Гражданскому кодексу РФ агент по поручению принципала совершает юридические и иные действия:

  • от своего имени, но за счет принципала (в этом случае по сделке приобретает права и становится обязанным агент);
  • либо от имени и за счет принципала (права и обязанности по сделке возникают непосредственно у принципала).

Следовательно, в первом случае (при осуществлении агентом торговой деятельности от своего имени) плательщиком торгового сбора признается агент, а во втором случае плательщиком торгового сбора признается принципал.

Источник


 

СТРОИТЕЛЬСТВО

Скорректирован порядок привлечения подрядных организаций для проведения капитального ремонта в многоквартирных домах

Речь идёт о Постановлении Правительства РФ от 09.09.2017 №1092 «О внесении изменений в Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме».

Принятыми изменениями, в числе прочего, уточняются:

  • порядок определения начальной (максимальной) цены договора, заключаемого с подрядчиком;
  • правила проведения предварительного отбора и (или) электронного аукциона подрядчиков;
  • требования, предъявляемые к участникам предварительного отбора;
  • требования к содержанию аукционной документации;
  • требования к определению предмета закупки;
  • перечень работ, в отношении которых может проводиться электронный аукцион для заключения договора о проведении капитального ремонта;
  • требования к закупкам, осуществляемым региональным оператором;
  • условия, подлежащие включению в указанный договор, а также правила осуществления государственного контроля за привлечением подрядных организаций;
  • основания и условия изменения договора о проведении капитального ремонта, в том числе его предмета, места оказания услуг (проведения работ), видов выполняемых работ (услуг) по такому договору, иные изменения.

Источник

 

Необходимость отчисления взносов в компенсационный фонд долевого строительства зависит от даты заключения первого договора долевого участия

В Письме Росреестра от 11.08.2017 №14-09826-ГЕ/17 «О направлении копии писем» разъяснено, в частности, что обязанность застройщика по уплате обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд возникает в отношении многоквартирного дома и (или) жилого дома блокированной застройки, состоящего из трех и более блоков, если договор участия в долевом строительстве с первым участником долевого строительства такого объекта недвижимости представлен на государственную регистрацию после даты государственной регистрации публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства».

При этом Федеральным законом от 29.07.2017 N 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» должна быть создана не позднее 90 дней со дня вступления указанного Федерального закона в силу.

Источник

 

Скорректированы Правила подключения к системам теплоснабжения

Постановлением Правительства РФ от 09.09.2017 №1089 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части оптимизации порядка подключения к системам теплоснабжения» установлено, что при наличии техвозможности и свободной мощности отказ потребителю, в т. ч. застройщику, в заключении договора о подключении не допускается. Это касается объектов, находящихся в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения. При этом исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами. Также определены:

  • порядок заключения договора о подключении в электронном виде (путем обмена документами в электронной форме);
  • срок рассмотрения заявки на подключения (3 рабочих дня);
  • порядок направления заявителю проекта договора о подключении;
  • механизм разрешения разногласий по представленному заявителю проекту договора;
  • порядок и сроки аннулирования заявки при неполучении от заявителя подписанного проекта договора о подключении или мотивированного отказа;
  • порядок составления и подписания акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта.

Кроме того, утверждены формы акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя и акта о подключении объекта к системе теплоснабжения. Закреплено, что условия должны в т. ч. содержать требования к приборам учета (технические условия на установку приборов учета).

Соответствующие изменения внесены в Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и в Исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства.
Постановление вступает в силу по истечении 3 месяцев со дня официального опубликования.

 

Источники: 1, 2

 

Сведения об обеспечении соблюдения требований энергетической эффективности будут включаться в состав проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения

Соответствующее регулирование содержится в Постановлении Правительства РФ от 08.09.2017 №1081 «О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

В частности, в раздел 1 «Пояснительная записка» будут вноситься сведения об использовании возобновляемых источников энергии и вторичных энергетических ресурсов.

В раздел 3 «Архитектурные решения» — обоснование принятых архитектурных решений в части обеспечения соответствия зданий, строений и сооружений установленным требованиям энергетической эффективности, а также перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности к архитектурным решениям, влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений и сооружений (за исключением зданий, строений, сооружений, на которые требования энергетической эффективности не распространяются).

В раздел 4 «Конструктивные и объемно-планировочные решения» — соответствие зданий, строений и сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением зданий, строений, сооружений, на которые требования энергетической эффективности и требования оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов не распространяются), перечень мероприятий по обеспечению соблюдения установленных требований энергетической эффективности к конструктивным решениям, влияющим на энергетическую эффективность зданий, строений и сооружений.

Кроме того, положения, касающиеся соответствия требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов включены в подразделы «Система электроснабжения», «Система водоснабжения», «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети», «Система газоснабжения», «Технологические решения» раздела 5 проектной документации.

Также расширен перечень сведений, включаемых в раздел 10(1) «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов».

Источник

 

Отмена избыточных процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения

Распоряжением Правительства РФ от 12.09.2017 №1954-р утверждён «План мероприятий по подготовке проектов федеральных законов, актов Правительства РФ и ведомственных актов, необходимых для отмены избыточных и (или) дублирующих процедур».

План предусматривает разработку соответствующих проектов федеральных законов, актов Правительства РФ и ведомственных актов, направленных в числе прочего:

  • на установление единого стандарта предоставления государственных или муниципальных услуг по получению разрешения на строительство с использованием инфраструктуры электронного правительства для создания единого механизма взаимодействия заявителя с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;
  • на совершенствование порядка предоставления государственных услуг по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок;
  • на установление исчерпывающего перечня процедур в сфере строительства линейных объектов водоснабжения и водоотведения.

Источник


 

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

Правительством РФ предложен зонально-территориальный принцип деления земельных участков

Проектом Поправок к проекту Федерального закона №465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию», внесенному Правительством Российской Федерации, принятому Государственной Думой в первом чтении 9 декабря 2014 г.», в частности:

  • устанавливаются следующие территориальные зоны — сельскохозяйственного назначения, жилые, общественно-деловые, производственные, рекреационного назначения, для ведения садоводства и огородничества, природоохранные, историко-культурного назначения, природных лечебных ресурсов, энергетики, транспорта, обеспечения космической деятельности, обеспечения обороны страны и безопасности государства, специального назначения, запаса и многоцелевые;
  • регламентируется порядок разрешенного использования каждой территориальной зоны;
  • определяется порядок ограничения оборотоспособности земельных участков;
  • предусматривается, что в целях создания новых или расширения существующих особо охраняемых природных территорий допускается резервирование земель для государственных или муниципальных нужд, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности;
  • определяются порядок использования лесов в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также использования лесов, расположенных за пределами границ лесного фонда, в целях обеспечения природоохранной и иной деятельности, разрешенной в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях;
  • устанавливаются правила внесения в ЕГРН сведений при выявлении пересечений границ территориальных зон или лесного фонда с границами земельных участков.

Вступление в силу соответствующего федерального закона предполагается с 1 января 2020 года, а в субъектах РФ с численностью населения менее 1 млн человек — с 1 января 2025 года, за исключением отдельных положений.

Источник

 

Определены процедуры выполнения бюджетными учреждениями Росреестра кадастровых и землеустроительных работ на возмездной основе

Соответствующее регулирование содержится в Приказах ФГБУ «ФКП Росреестра» от 25.07.2017 №П/263 «Об утверждении положения по оказанию услуг по выполнению кадастровых работ» и №П/260 «Об утверждении положения по оказанию услуг по выполнению землеустроительных работ, а также работ по подготовке и проверке документации, связанной со сферой оборота недвижимости, территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории».

Согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

В сфере выполнения кадастровых работ предусмотрено оказание в том числе следующих услуг:

  • выполнение кадастровых работ в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, бесхозяйных недвижимых вещей;
  • выполнение комплексных кадастровых работ по государственным и муниципальным контрактам.

 

В сфере выполнения землеустроительных работ предусмотрено оказание в том числе следующих услуг:

  • выполнение землеустроительных работ, подготовка землеустроительной документации, в том числе установление на местности границ объектов землеустройства и закрепление характерных точек границ долговременными межевыми знаками;
  • выполнение работ по подготовке и проверке документации, полученной в результате градостроительной деятельности, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории.

Приказами утверждены примерные формы договоров об оказании платных услуг.

Источники: 1, 2

 

Изменения в расчёте арендной платы за использование земельных участков в Ленинградской области

Постановлением Правительства Ленинградской области от 11.09.2017 №361 введена ежегодная индексация базовой ставки арендной платы начиная с 2018 года, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка.

Предусмотрена возможность пересмотра размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя. Установлено, в частности, что случаи, периодичность и порядок ее изменения отражаются в Договоре. При этом арендная плата может изменяться не чаще одного раза в год.

Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

Источник


 

НАЛОГИ И СБОРЫ

Позиция Минфина России по отмене транспортного налога

По итогам рассмотрения обращения, содержащего предложение отмены транспортного налога, Минфином России направляется Письмо от 07.09.2017 №03-05-06-04/57560 «О транспортном налоге».

В частности, в нём указано, что транспортный   налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов. В случае отмены транспортного налога в целях возмещения бюджетных потерь потребуется существенно повысить ставки акцизов, что, в свою очередь, приведёт к значительному росту цен на товары.

При этом обращено внимание налогоплательщиков на положения НК РФ, согласно которым вопросы введения транспортного налога, установления размера налоговой ставки и налоговых льгот находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов РФ.

Так, например, налоговые ставки, установленные НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Кроме того, при установлении транспортного налога законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Источник

 

Обязанность по уплате налогов может быть исполнена принудительно за счет денежных средств на депозитном счете ИП по истечении срока действия депозитного договора

Соответствующие разъяснения содержатся в Письме ФНС России №ГД-4-8/17567 от 04.09.2017 «Направление письма» (вместе с Письмом Минфина России от 20.07.2017 №03-02-07/2/46472).

Статьей 46 НК РФ не предусмотрено ограничение по обращению взыскания налогов на счета индивидуальных предпринимателей, открываемые не для осуществления предпринимательской деятельности.

На основании данной статьи не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика, если не истек срок действия депозитного договора.

Сообщается, что при наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика, с которого может быть удержана сумма задолженности, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога.

Источник

 

Новые формы отчётности по налогу на имущество организаций

Разъяснения по заполнению декларации по налогу на имущество организаций по новой форме, которая начнет применяться с 2018 г., содержатся в Информации ФНС России от 12 сентября 2017 г. «С 2018 года меняются формы отчётности по налогу на имущество организаций».

Речь идет, в частности, о заполнении раздела 2.1 (Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости).

Так, в строке 010 указываются кадастровые номера объектов. Если таковых нет, то в строке 020 указываются условные номера по ЕГРН.

Если права на объекты не зарегистрированы, то указываются инвентарные номера (строка 030) либо 12-разрядные коды (строка 040) в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ, ОК 013-2014).

Если имущество учитывалось по ОКОФ в редакции до 1 января 2017 г. (ОК 013-94), то присваивать новые коды ОКОФ не надо. Достаточно указать прежний 9-разрядный код (в строке 040).

Источник

 

При выплате дивидендов собственной продукцией необходимо уплатить НДС и налог на прибыль

Соответствующие разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 25.08.2017 №03-03-06/1/54596.

Это связано с тем, что операции по реализации товаров на территории Российской Федерации являются объектом налогообложения НДС (пункт 1 статьи 39, пункт 1 статьи 146 НК РФ), а также такая передача имущества признается реализацией, в том числе для целей исчисления налога на прибыль организаций, на основании статьи 249 НК РФ.

Источник

 

Компенсационные выплаты гражданам, переселяющимся из «непригодного» жилищного фонда, облагаются НДФЛ

В Письме от 21.08.2017 №03-04-09/53498 Минфином России была рассмотрена ситуация, связанная с выплатами собственникам жилых помещений компенсаций взамен жилья, признанного непригодным для проживания, на основании государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе», утвержденной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 N 415-п.

Перечень доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ, предусмотрен статьей 217 НК РФ.

Согласно разъяснению Минфина России указанные компенсационные выплаты в данном перечне не поименованы и, следовательно, облагаются налогом.

При этом отмечено, что при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере выкупной стоимости земельного участка и (или) расположенного на нем иного объекта недвижимого имущества, полученной налогоплательщиком в денежной или натуральной форме, в случае изъятия указанного имущества для государственных или муниципальных нужд.

Источник

 

Стандартный налоговый вычет на ребенка может быть предоставлен при условии получения дохода, подлежащего обложению НДФЛ

Согласно Письму Минфина России от 04.09.2017 №03-04-06/56583, если в отдельные месяцы налогового периода у налогоплательщика не было дохода, облагаемого налогом по ставке 13 процентов, стандартные налоговые вычеты предоставляются в последующих месяцах, в которых такой доход был получен, за каждый месяц налогового периода, включая те месяцы, в которых не было выплат дохода, например в случаях, когда налогоплательщик находился в отпуске без сохранения заработной платы.

При этом указано, что, в случае если лицо находится в отпуске без сохранения заработной платы весь налоговый период, оно не наделяется правом на получение вычета.

Источник


 

КОНТРОЛЬ И НАДЗОР

В рамках осуществления государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения будет применяться риск-ориентированный подход

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 №1084 «О внесении изменений в Положение о государственном земельном надзоре» отнесение земельных участков к определенной категории риска и изменение присвоенной земельному участку категории риска будет осуществляться решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Россельхознадзора по месту нахождения земельного участка в соответствии с определенными критериями, позволяющими отнести земельный участок к различным категориям риска.

При отнесении земельных участков к категориям риска используются в том числе:

  • информация, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости;
  • сведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;
  • сведения государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;
  • сведения, получаемые при проведении должностными лицами Россельхознадзора мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, являющимися правообладателями земельных участков.

 

Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, являющихся правообладателями земельных участков, будут осуществляться в зависимости от присвоенной категории риска со следующей периодичностью:

  • для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, — не чаще чем один раз в 3 года;
  • для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, — не чаще чем один раз в 5 лет.

 

Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, являющихся правообладателями земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.

В приложении приводятся критерии отнесения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения к определенной категории риска.

Источник

 

Росстатом обновлен инструментарий для организации статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников

Приказом Росстата от 01.09.2017 №566 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников» утверждены следующие новые статистические формы:

1) Годовые, действующие с отчета за 2017 год:

  • N 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников»;
  • N 1-Т(условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
  • N 2-ГС(ГЗ) «Сведения о дополнительном профессиональном образовании федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации»;
  • N 2-МС «Сведения о дополнительном профессиональном образовании муниципальных служащих»;
  • N 1-Т(ГМС) «Сведения о численности и оплате труда работников государственных органов и органов местного самоуправления по категориями персонала».

2) Месячную — с отчета по состоянию на 1 февраля 2018 года:

  • N 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате»

3) Месячные с отчета за январь 2018 года:

  • N 1-З «Анкета выборочного обследования рабочей силы»;
  • N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»;
  • N 1-ПР «Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов».

4) Квартальная с отчета за I квартал 2018 года:

  • N П-4 (НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников».

Предоставление данных по утвержденным формам федерального статистического наблюдения осуществляется по адресам и в сроки, указанные в формах.

Ранее действовавшие формы, по которым подавались такие сведения, признаны утратившими силу.

Источники: 1, 2

 

С 2018 г. при плановых проверках работодателей начнут применяться проверочные листы

Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. №1080 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» установлено, что госинспекторы труда используют при плановых проверках всех работодателей проверочные листы (списки контрольных вопросов).

В проверочные листы включаются перечни вопросов, затрагивающих наиболее значимые обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предъявляемые к работодателю — юридическому лицу и работодателю — физическому лицу, зарегистрированному в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Предмет плановой проверки всех работодателей — юридических лиц и работодателей — физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы.

Новые нормы начнут применяться с 1 января 2018 г. при плановых проверках работодателей (ИП и юрлиц), деятельность которых относится к категории умеренного риска, а с 1 июля 2018 г. — при плановых проверках всех работодателей.

Постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.

Источники: 1, 2

 

Уточнен порядок осуществления мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2014 года №1115 был определен порядок мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности, включающий в себя систематическое наблюдение за использованием жилищного фонда и обеспечением его сохранности, осуществляемое посредством сбора, систематизации и анализа информации в соответствии с перечнем показателей, с учетом которых осуществляется мониторинг использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности, утвержденным Минкомсвязи России совместно с Минстроем России.

Постановлением Правительства РФ от 06.09.2017 №1078 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлено, что теперь под мониторингом понимается систематическое наблюдение за использованием жилищного фонда и обеспечением его сохранности, осуществляемое посредством систематизации и анализа официальной статистической информации в соответствии с перечнем показателей мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности, утвержденным Минэкономразвития России.

В этой связи Минэкономразвития России надлежит утвердить перечень показателей мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности, а Минстрою России — представить до 1 февраля 2018 года доклад о результатах анализа использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности за 2016 год.

Источник

 

Утверждён порядок обследований принадлежащих Петербургу объектов нежилого фонда и земельных участков

Распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 5 сентября 2017 г. №11-р «Об утверждении Порядка проведения обследований земельных участков и объектов нежилого фонда» установлено, что обследования объектов нежилого фонда, а также земель и земельных участков, находящихся в госсобственности Санкт-Петербурга или госсобственность на которые не разграничена, проводятся с целью проверки соблюдения пользователями (органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, юрлицами, ИП и гражданами) прав Санкт-Петербурга на объекты недвижимости, а также требований по использованию указанных объектов. В частности, проверяется соблюдение:

  • требований по оформлению прав на объекты нежилого фонда и разрешительных документов на их переустройство и(или) перепланировку, документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности на земельных участках;
  • требований по обеспечению доступа на земельные участки общего пользования; порядка распоряжения и использования объектами нежилого фонда;
  • порядка распоряжения и использования названных объектов недвижимости и условий договоров, заключенных в отношении них;
  • выполнения требований Комитета об устранении выявленных нарушений.

Обследования проводятся должностными лицами Комитета в форме визуальных осмотров. Определены  перечень объектов обследований, сроки и порядок подготовки и проведения таких контрольных мероприятий, права и обязанности должностных лиц Комитета при осуществлении обследования, прописаны правила оформления и учета полученных результатов.

Источники: 1, 2

 

Контроль соблюдения законодательства в сфере занятости населения Санкт-Петербурга без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями

Распоряжением Комитета по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга от 11.09.2017 N 159-р утверждён Порядок проведения мероприятий по контролю соблюдения законодательства в сфере занятости населения Санкт-Петербурга без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Согласно утвержденному Порядку Комитет по труду и занятости Санкт-Петербурга населения осуществляет, в частности, контроль за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и СМИ, а также иные мероприятия по контролю, предусмотренные федеральными законами, посредством анализа результатов проведенных ранее мероприятий по контролю, информации о нарушениях (возможных нарушениях) обязательных требований, поступающей от должностных лиц, граждан и организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, сведений, содержащихся в СМИ и сети «Интернет», а также результатов анализа статистических и других данных о состоянии законности в сфере занятости населения.

Определены сроки и последовательность действий должностных лиц Комитета при проведении мероприятий.

Установлено, что по факту нарушения законодательства в сети «Интернет» составляется соответствующий акт.

В случае получения в ходе проведения мероприятий сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований Комитет направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения. По результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы возражения.

Формы акта, предостережения и журнала его регистрации приведены в приложениях к Порядку.

Источник

 

Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 12.09.2017 №50-рп «О внесении изменения в распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2013 №34-рп»

Скорректирован Перечень документов (сведений), находящихся в распоряжении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга учреждений (предприятий), участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, подлежащих получению с использованием межведомственного информационного взаимодействия и необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, услуг, предоставляемых подведомственными исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга учреждениями (предприятиями), в сфере строительства.

Так, из него исключены: сведения об объектах недвижимости, готовящихся для предоставления; адресный план подготовки документов для торгов на право строительства, реконструкции, приспособления для современного использования; утвержденные акты выбора земельного участка.

Источник


 

ТРУДОВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВО

Минтруд России предлагает в 2018 году повысить МРОТ до 9489 рублей и ввести новый порядок его определения с 2019 года

Проектом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» вносятся изменения в ряд законодательных актов, в том числе в федеральные законы «О минимальном размере оплаты труда», «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», ГПК РФ, АПК РФ.

Согласно проекту с 1 января 2018 года размер МРОТ составит 9489 рублей в месяц (в настоящее время, т.е. с 1 июля 2017 года, размер МРОТ — 7800 рублей).

С 1 января 2019 года и далее ежегодно МРОТ будет устанавливаться федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года. При этом размер МРОТ не будет снижаться, если определенная таким образом величина прожиточного минимума окажется ниже, чем годом ранее.

Прожиточный минимум устанавливается на основании потребительской корзины, которая определяется не реже одного раза в пять лет. То есть с 1 января 2018 года должна быть определена новая потребительская корзина в связи с истечением пятилетнего срока ее действия.

В этой связи предлагается установить потребительскую корзину на 2018 — 2020 годы в действующих составе и объемах, которые предусмотрены Федеральным законом «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

Поправками также предлагается устранить правовую коллизию, содержащуюся в действующем законодательстве.

МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.

В этой связи предлагается исключить нормы, содержащиеся  в АПК РФ, КАС РФ и ГПК РФ, по применению МРОТ для реализации публично-правовых обязательств.

Источник

 

Утвержден план мероприятий ФСС РФ по переходу на электронные больничные листки

В соответствии с Приказом ФСС РФ от 03.07.2017 №320 «О переходе на оформление листка нетрудоспособности в форме электронного документа» План содержит перечень мероприятий, сроки их исполнения и ответственных лиц.

В целях перехода на оформление листка нетрудоспособности в форме электронного документа планируется, в частности:

  • заключение территориальными фондами ФСС РФ соглашений с органами госвласти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, медицинскими организациями и страхователями об информационном взаимодействии при формировании электронного листка нетрудоспособности (ЭЛН);
  • создание на сайте Фонда раздела «Электронный листок нетрудоспособности»;
  • обеспечение функционирования «Горячих линий» в региональных отделениях Фонда;
  • проведение видеоконференций и совещаний по вопросам информационного взаимодействия;
  • обеспечение работы с ЭЛН в электронных кабинетах застрахованного лица и страхователя.

Источник

 

Разъяснения по вопросам обложения страховыми взносами

В Письме Минфина России от 24.08.2017 №03-15-06/54477 со ссылкой на НК РФ указано, что страховыми взносами облагаются все выплаты в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, в том числе производимые как на основании положений трудовых договоров, так и при их отсутствии в указанных договорах, но в связи с наличием трудовых отношений между физическим лицом и организацией, а также выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

В этой связи сообщается следующее:

  • если организация производит выплаты за счет средств гранта физическим лицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях, то такие суммы подлежат обложению страховыми взносами;
  • если выплаты за счет средств гранта производятся организацией в пользу грантополучателя — физического лица, которое не состоит в трудовых отношениях и не заключило гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг с данной организацией, то такие выплаты страховыми взносами не облагаются.

 

Согласно Письму ФНС России от 01.09.2017 № БС-4-11/17463 «По вопросу обложения страховыми взносами» (вместе с Письмом Минфина России от 22.08.2017 №03-15-07/53912) суммы выплат, начисленные до даты смерти работника, т.е. когда он являлся застрахованным лицом по обязательному социальному страхованию, облагаются страховыми взносами, поскольку:

  • выплаты осуществлены в рамках трудовых отношений с работником;
  • статус таких выплат не меняется в связи с тем, что указанные суммы выплачиваются после смерти работника членам его семьи или лицам, находившимся на иждивении на день смерти.

 

В Письме ФНС России от 01.09.2017 №БС-4-11/17464 «По вопросу заполнения расчета по страховым взносам» (вместе с Письмом Минфина России от 21.08.2017 №03-15-07/53488) сообщается, что суммы перерасчета страховых взносов за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в расчете, представляемом в налоговые органы, не отражаются. Указанные суммы отражаются в уточненной отчетности РСВ-1 ПФР и 4-ФСС и представляются плательщиком страховых взносов в органы Пенсионного фонда РФ и ФСС РФ.

 

В Письме от 06.09.2017 №БС-4-11/17685 «По вопросу обложения страховыми взносами» ФНС России разъясняет, что на основании статьи 420 НК РФ страховыми взносами облагаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, не подлежат обязательному медицинскому страхованию.

Таким образом, выплаты, производимые в отношении иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации, обложению страховыми взносами не подлежат.

Источники: 1, 2, 3, 4


 

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ СФЕРА

На владельцев газового оборудования возложена обязанность по заключению договора о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования со специализированной организацией

Внесённые Постановлением Правительства РФ от 09.09.2017 №1091 изменения касаются обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

В состав общего имущества в многоквартирном доме включается, в частности, внутридомовая инженерная система газоснабжения. Уточнено, что она состоит из газопроводов до запорной арматуры (крана). Аналогичным образом уточнено понятие внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме. Газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорной арматуры (крана) включительно, относятся к внутриквартирному газовому оборудованию.

В отношении внутридомового газового оборудования договор должен заключаться в зависимости от способа управления многоквартирным домом, управляющей организацией, ТСЖ или собственниками жилых помещений. В отношении внутриквартирного газового оборудования — собственником приватизированного жилого помещения или нанимателем и собственником жилого помещения в отношении неприватизированных жилых помещений. Исключение предусмотрено для бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования.

 

Уточнены:

  • порядок приостановления и возобновления подачи газа потребителю;
  • статус специализированной организации, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт газового оборудования, а также предъявляемые к ней требования. Ранее такой организацией признавалась только газораспределительная организация, допущенная к техобслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу. Теперь это организация, осуществляющая деятельность по техобслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, соответствующая установленным требованиям, направившая уведомление о начале осуществления этой деятельности;
  • порядок осуществления аварийно-диспетчерского обеспечения функционирования газового оборудования;
  • порядок проведения работ по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
  • основания для отказа специализированной организации от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Также установлено, что по договору о техобслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заказчик и исполнитель не могут быть одним и тем же лицом.

В рамках государственного жилищного надзора проверяется соблюдение обязательных требований к наличию договора о техобслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией.

Источники: 1, 2

 

Управляющие многоквартирными домами организации обязаны размещать информацию в ГИС ЖКХ

О наступлении такой обязанности с 01.07.2017 (за исключением управляющих организаций, расположенных в городах федерального значения) напоминает Минстрой России в Письме от 29.08.2017 №30838-АЧ/04 «По вопросу предоставления информации для размещения в ГИС ЖКХ».

Отмечается, что поскольку действия по неразмещению или размещению не в полном объеме информации в ГИС ЖКХ образуют для поставщиков информации (управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и иных специализированных потребительских кооперативов, ресурсоснабжающих организаций) предусмотренный статьей 13.19.2 КоАП РФ состав административного правонарушения, административная ответственность по которому наступает с 1 января 2018 года, то срок исполнения предписаний, выданных органами государственного жилищного надзора за неразмещение или размещение не в полном объеме информации в ГИС ЖКХ в период с 1 июля 2017 года по 1 января 2018 года, не может быть установлен ранее 1 января 2018 года. Установление более раннего срока исполнения указанных предписаний необоснованно и противоречит законодательству о ГИС ЖКХ.

Выдача управляющим организациям в период с 1 июля 2017 года по 1 января 2018 года предписаний о неисполнении обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ и в случае неисполнения данных предписаний — привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.5 КоАП РФ, не является лицензионным контролем и не может осуществляться.

Вместе с тем, в случае первоначального выявления признаков нарушения поставщиком информации порядка размещения информации в системе, органам государственного жилищного надзора рекомендовано объявлять предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Источник

 

Регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения: производственные программы ГУП «Водоканал Ленинградской области»

Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 25 августа 2017 г. №95-пп утверждены производственные программы в сферах холодного водоснабжения и водоотведения на текущий 2017 год одного из основных поставщиков соответствующих коммунальных услуг в регионе — ГУП «Водоканал Ленинградской области».

Программами установлены основные показатели деятельности предприятия при предоставлении названных услуг потребителям перечисленных в документе муниципальных образований.

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2017 года.

Источник


 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

ВС РФ запретил ограничивать трудовым договором право работника на выбор суда

В трудовом договоре было указано, что споры рассматриваются в суде по месту регистрации работодателя-юрлица. По мнению ВС РФ, это условие ухудшает положение работника по сравнению с закрепленным в законодательстве, а значит, не подлежит применению.

Суд учёл, что с 3 октября 2016 года ГПК РФ позволяет работникам подавать по месту жительства иски о защите трудовых прав.

Документ: Определение ВС РФ от 14.08.2017 N 75-КГ17-4

Источник

Пожалуйста, оставьте здесь свой вопрос.
Мы получим его на e-mail
и обязательно ответим вам




подписаться на новости
captcha

Заполните форму и мы вам пришлем интересующий образец правового документа





подписаться на новости