09 — 15 октября 2017

ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

Решения судов могут остаться без мотивировочной части.

Согласно законопроекту Верховного Суда РФ арбитражные суды и суды общей юрисдикции будут готовить мотивированное решение по заявлению участвующих в деле лиц или их представителей.

Арбитражным судам мотивировка потребуется, если подана апелляционная жалоба или дело относится к определенной категории:

  • корпоративные споры;
  • дела о банкротстве;
  • о защите прав и законных интересов группы лиц;
  • о компенсации за нарушение права на судопроизводство или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
  • с участием иностранных лиц;
  • подсудные Суду по интеллектуальным правам;
  • вытекающие из административных и других публичных правоотношений.
  • исключение — дела, которые рассматриваются в упрощенном порядке;
  • связанные с обращением взыскания на средства бюджетов.

В ГПК РФ также хотят определить, по каким делам мотивировочная часть будет необходима.

Сейчас готовить мотивированное решение необязательно при упрощенном рассмотрении дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, а также при рассмотрении дел мировым судьей.

Ссылка на Постановление Пленума ВС РФ от 03.10.2017 N 30.

 

Критерии для рассмотрения дел в упрощенном порядке по АПК РФ и ГПК РФ могут изменить.

По законопроекту ВС РФ рассматривать дела в таком порядке арбитражные суды будут в следующих случаях:

  • по искам юридических лиц о взыскании денег, если цена иска не превысит 1 млн руб. Сейчас предельная величина — 500 тыс. руб.;
  • по другим категориям дел, если оспариваемая сумма или штраф не превысит 200 тыс. руб. На данный момент порог составляет 100 тыс. руб. Среди таких категорий — дела о привлечении к административной ответственности;
  • по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, если их общая сумма составит 200 тыс. руб. Эти правила не затронут дела приказного производства. Сейчас взыскиваемая сумма должна «укладываться» в диапазон от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Изменить планируют и пороговую сумму для некоторых дел упрощенного производства в судах общей юрисдикции. «Упрощенно» можно будет разрешать споры о взыскании денег или истребовании имущества при цене иска не выше 500 тыс. руб. Сейчас лимит — 100 тыс. руб.

Ссылка на Постановление Пленума ВС РФ от 03.10.2017 N 30.

 

ФНС России представлен обзор правовых позиций по результатам рассмотрения споров, связанных с процедурами банкротства.

В обзоре приведены решения судебных органов по вопросам субсидиарной ответственности, взыскания убытков, оспаривания сделок, признания действий (бездействия) арбитражного управляющего ненадлежащими, проведения торгов, заключения мирового соглашения. Сообщено, в частности, следующее:

  • при наличии доказательств, свидетельствующих о существовании причинно-следственной связи между действиями контролирующего лица и банкротством подконтрольной организации, бремя доказывания обоснованности и разумности своих действий перекладывается на контролирующее лицо;
  • ликвидация должника, признанного банкротом, не является препятствием для рассмотрения требования о привлечении его бывшего руководителя к субсидиарной ответственности;
  • учредитель должника может быть привлечен к субсидиарной ответственности в связи с утверждением отчетности должника, содержащей искаженные данные;
  • систематическая передача денежных средств под отчет при отсутствии предоставления отчетности о расходовании денежных средств либо их возврата может рассматриваться как действие, направленное на вывод активов из хозяйственного оборота организации;
  • отношения по выплате дивидендов относятся к корпоративным отношениям обязательственного характера, поэтому выплата дивидендов может быть оспорена как на основании Закона о банкротстве, так и Гражданского кодекса РФ;
  • право на оспаривание сделки имеет как отдельный кредитор, так и множество кредиторов, если общий размер их требований составляет более 10% от размера требований, включенных в реестр требований кредиторов должника;
  • конкурсный управляющий может быть отстранен судом от исполнения возложенных на него обязанностей и в том случае, если кредиторы до подачи соответствующей жалобы в суд не обращались к конкурсному управляющему с заявлениями об устранении нарушений;
  • необоснованное открытие нового расчетного счета, приведшее к нарушению очередности погашения текущих платежей, может служить основанием для взыскания с конкурсного управляющего убытков;
  • конкурсный управляющий обязан приступать к выплате собственного вознаграждения только после погашения иных видов текущих, а также эксплуатационных платежей, в том числе напрямую не связанных с обеспечением сохранности имущества должника;
  • при продаже имущества посредством публичного предложения размер задатка исчисляется исходя из цены, которая является начальной продажной ценой на конкретном этапе публичного предложения, а не из цены продажи на первом этапе.

Документ: Письмо ФНС России от 29.06.2017 № СА-4-18/12520@ «О направлении обзора судебных актов».

 

Верховный суд предлагает выдавать исполнительные листы только по требованию взыскателя.

В арбитражный суд взыскатель будет подавать ходатайство, а в суд общей юрисдикции — заявление, говорится в законопроекте.

Новшество не коснется исполнительных листов на взыскание денег в доход бюджета.

Напомним, сейчас по общему правилу суды выдают исполнительные листы без требования взыскателя. Однако по КАС РФ для выдачи исполнительного листа необходимо заявление стороны, которая выиграла дело.

Ссылка на Постановление Пленума ВС РФ от 03.10.2017 № 30


 

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Банком России подготовлены обновленные требования к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров.

Проектом, в частности, регулируются:

  • порядок подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров с учетом появления возможности осуществлять голосования посредствам информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также иных информационных телекоммуникационных технологий;
  • способы, которыми может осуществляться идентификация, авторизация, регистрация лиц, участвующих в общем собрании без присутствия в месте проведения общего собрания в случае его проведения с возможностью заполнения электронной формы бюллетеней на сайте в сети «Интернет»;
  • отношения, возникающие при осуществлении права на участие в общем собрании акционеров лицами, права которых на ценные бумаги учитываются номинальным держателем, иностранным номинальным держателем, иностранной организацией;
  • требования к протоколу общего собрания, протоколу об итогах голосования на общем собрании, а также к отчету об итогах голосования.

Предусматривается, что с принятием проекта утратит силу приказ ФСФР России от 02.02.2012 № 12-6/пз-н «О дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров»

Документ: Проект Положения Банка России «О дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров».

 

Правительством РФ предложены меры по повышению качества корпоративного управления в хозяйственных обществах.

Законопроектом, в частности:

  • совету директоров (наблюдательному совету) общества предоставляется право формирования комитетов совета директоров (наблюдательного совета) общества, утверждения внутренних документов, которыми определяется их компетенция и порядок деятельности, определения их количественного состава, назначения председателя и членов и прекращения их полномочий, определения принципов и подходов к организации в обществе системы управления рисками и внутреннего контроля, принципов и подходов к организации в обществе внутреннего аудита;
  • уточняется, что ревизионная комиссия создается в публичном акционерном обществе в тех случаях, когда ее создание предусмотрено уставом этого общества;
  • устанавливается, что размер дивиденда не считается определенным в случае, когда в уставе общества указан только его максимальный размер;
  • предусматривается, что при передаче вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров, в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества право акционеров требовать выкупа обществом принадлежащих им акций не возникает;
  • предполагается увеличение срока сообщения о проведении общего собрания акционеров;
  • предусматривается обязательность создания системы управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита в публичном обществе;
  • устанавливается, что в случае, если утверждение годового отчета общества в соответствии с уставом общества отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, он полежит утверждению советом директоров (наблюдательным советом) общества не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров.

Документ: Проект Федерального закона № 204628-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах».

 

Компания может взыскать с публичного органа убытки, если он затянул приватизацию земли.

Это право за организацией признал АС Московского округа.

Муниципалитет своевременно не предоставил юридическому лицу участок в собственность. Такое бездействие признали незаконным, и впоследствии выкуп земли все-таки состоялся.

Пока местные власти бездействовали, компании пришлось платить за аренду участка. Это обошлось гораздо дороже земельного налога, который организация платила бы, получи она участок в собственность вовремя. Разницу между арендной платой и земельным налогом суд посчитал убытками компании.

Ранее аналогичное мнение высказывал Верховный Суд.

Документ: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.09.2017 по делу № А41-86298/16.

 

Пожалуйста, оставьте здесь свой вопрос.
Мы получим его на e-mail
и обязательно ответим вам




подписаться на новости
captcha

Заполните форму и мы вам пришлем интересующий образец правового документа





подписаться на новости