04 -10 декабря 2017

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Законодательно закреплены особенности ипотечного кредитования в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью

Федеральным законом от 05.12.2017 №378-ФЗ установлено, что особенности кредитного договора (договора займа), заключённого с физлицом в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и обязательства по которому обеспечены ипотекой, теперь определяются ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Ранее они перечислялись в ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

Расширен перечень информации о кредите (займе), которую кредитор размещает в местах оказания услуг (в том числе в Интернете). В частности, необходимо указывать дату, начиная с которой начисляются проценты, или порядок ее определения. Заёмщиков, получающих доходы в валюте, отличной от валюты кредита (займа), следует информировать о повышенных рисках.

Полная стоимость кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении. При этом в расчёт полной стоимости, помимо предусмотренных законом платежей, включена сумма страховой премии по договору страхования предмета залога.

При категорировании потребительских кредитов (займов) будут учитывать, получает ли заемщик на счет, открытый у кредитора, зарплату, пенсии, пособия и иные социальные или компенсационные выплаты. Рядом с информацией о полной стоимости такого кредита (займа) в денежном выражении нужно указывать примерный размер среднемесячного платежа заемщика. Он носит информационный характер.

Предусмотрен запрет на взимание кредитором вознаграждения за услуги, оказывая которые он действует исключительно в своих интересах.

Ограничен размер неустойки (штрафа, пени) — не может превышать:

  • размер ключевой ставки Банка России на день заключения соответствующего договора в случае, если по условиям договора начисляются проценты за соответствующий период нарушения исполнения обязательств;
  • или 0,06 процента от суммы просроченной задолженности за каждый день нарушения исполнения обязательств в случае, если проценты за пользование кредитом (займом) за соответствующий период нарушения обязательств не начисляются.

Закон вступает в силу по истечении двухсот дней после официального опубликования.

Источники: Консультант, Гарант

 

Опубликован закон об электронных закладных

Возможность оформлять закладную в форме электронного документа появится с 1 июля 2018 года. Ее можно будет составить, например, с помощью сайта госуслуг и вместе с заявлением направить в Росреестр.

Документы будут подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью залогодержатель, залогодатель, а также должник, если залогодателем выступило третье лицо. Если у одной из сторон нет ЭП, они смогут обратиться к нотариусу, который сам подпишет заявление о выдаче закладной и отправит документы.

Электронная закладная в обязательном порядке должна быть помещена на хранение в депозитарий. В отношении бумажных закладных это останется необязательным. Передавать электронную закладную депозитарию будет Росреестр.

Источник

 

ФАС России даны разъяснения по вступившим в силу с 1 января 2017 года поправкам в Федеральный закон «О концессионных соглашениях»

В Письме ФАС России от 22.11.2017 № ВК/81314/17 сообщается, в частности, следующее:

  • в рамках одного концессионного соглашения допускается передача нескольких объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего, холодного водоснабжения или водоотведения, отдельных объектов таких систем, являющихся самостоятельными объектами отдельных концессионных соглашений, при условии соблюдения требований, установленных ст.17 ФЗ «О защите конкуренции» (при этом антимонопольный орган принимает решение о необходимости применения мер антимонопольного реагирования исходя из условий и обстоятельств конкретного случая);
  • объекты ЖКХ являются объектами концессионного соглашения и не могут передаваться в составе иного имущества (исключением является ч.5 ст.39 ФЗ «О концессионных соглашениях»);
  • лоты на совместный конкурс на право заключения концессионного соглашения формируются из конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
  • при определении размера концессионной платы могут быть учтены не исполненные на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения долговые денежные обязательства государственных или муниципальных унитарных предприятий, учреждений, имущество которых передается в рамках концессионного соглашения.

Источник

 

Передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в хозяйственное ведение или оперативное управление сами по себе не свидетельствуют о нарушении антимонопольного законодательства

В Письме ФАС России от 04.10.2017 №ИА/68439/17 указано, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства РФ и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ с учетом предусмотренных законодательством особенностей или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства РФ о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) и законодательством РФ о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Кроме того, Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (ст. 17.1) предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.

Вместе с тем, в Определении Верховного Суда РФ от 31.07.2017 №303-КГ17-4054 по делу №А24-1728/2016 указано, что действующее законодательство не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление государственного или муниципального имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, ввиду того, что, как следует из статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, содержащиеся в ней требования регулируют обязательственные отношения, связанные с передачей прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и касаются только тех ситуаций, когда такое имущество передается на основании договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров.

Источник


 

СТРОИТЕЛЬСТВО

Минстроем России утверждена форма направления сведений о получившей положительное заключение проектной документации повторного использования

Речь идёт о Приказе Минстроя России от 30.08.2017 №1187/пр.

В соответствии с Правилами признания проектной документации повторного использования экономически эффективной проектной документацией повторного использования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.03.2017 №389, Минстрой России на основании информации, включенной в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, осуществляет выбор проектной документации с учетом целесообразности ее повторного использования при подготовке проектной документации применительно к аналогичным по назначению и проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, объектам капитального строительства, строительство которых обеспечивается органами и организациями, указанными в Градостроительном кодексе РФ, и направляет застройщику (техническому заказчику), обеспечившему подготовку такой проектной документации повторного использования, требование о представлении сведений о проектной документации повторного использования.

В состав сведений включается, в частности, следующая информация:

  • наименование объекта капитального строительства;
  • сметная стоимость строительства;
  • назначение объекта капитального строительства;
  • технико-экономические характеристики объекта капитального строительства;
  • код климатического района, подрайона;
  • наличие опасных геологических и инженерно-геологических процессов (заполняется в соответствии с данными, содержащимися в проектной документации).

Источник


 

НЕДВИЖИМОСТЬ

Обновлен административный регламент осуществления Росреестром кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество

Новым регламентом, утверждённым Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 №278, установлены следующие сроки предоставления госуслуги (с даты приема соответствующего заявления и прилагаемых к нему документов, независимо от формы их представления):

1) при предоставлении в МФЦ заявления:

  • на регистрацию прав — 9 рабочих дней;
  • на кадастровый учет — 7 рабочих дней;
  • на кадастровый учет и регистрацию прав — 12 рабочих дней;

2) при предоставлении в подразделение органа регистрации прав заявления:

  • на регистрацию прав — 7 рабочих дней;
  • на кадастровый учет — 5 рабочих дней;
  • на кадастровый учет и регистрацию прав — 10 рабочих дней.

 

Заявление и прилагаемые к нему документы представляются:

  • в бумажной форме — посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через МФЦ, а также посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;
  • в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, — через Интернет, в том числе единый портал госуслуг, а также с использованием веб-сервисов.

Заявление и прилагаемые к нему документы в бумажной форме личного обращения представляются в подразделение органа регистрации прав или МФЦ независимо от места нахождения объекта недвижимости.

Признаны утратившими силу приказы Минэкономразвития России от 09.12.2014 N 789 и от 26.12.2014 N 843, которым были утверждены ранее действовавшие административные регламенты осуществления кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество.

Источник


 

ТРУДОВОЕ ПРАВО

Ко второму чтению подготовлен проект поправок в Трудовой кодекс РФ, направленный на расширение оснований для проведения внеплановых проверок работодателей  

Проектом Федерального закона №1181957-6  «О внесении изменений в статью 360 Трудового кодекса Российской Федерации» уточняется, что выездные внеплановые проверки работодателей могут проводиться, в том числе, в случае поступления в трудовую инспекцию обращений, заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, СМИ о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Внеплановые проверки по указанному основанию можно будет проводить незамедлительно при поступлении соответствующей информации с уведомлением органов прокуратуры. При этом предварительно уведомлять работодателя о проведении проверки будет запрещено.

Источник

 

На 2018 год установлена допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в отдельных отраслях экономики

Постановлением Правительства РФ от 04.12.2017 №1467 «Об установлении на 2018 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» для отдельных отраслей российской экономики на 2018 г. сохранена установленная на 2017 г. допустимая доля иностранных работников. Речь идет о спорте (25%), розничной торговле в специализированных магазинах алкоголем, включая пиво, и табачными изделиями (15%). Сохранится запрет привлекать иностранных работников к розничной торговле лекарствами в аптеках, а также к торговле в нестационарных торговых объектах, на рынках, вне магазинов и палаток.

Для ряда отраслей допустимая доля снижена: в сфере прочего сухопутного пассажирского транспорта и автомобильного грузового транспорта — с 30% до 28% общей численности работников.

На 2018 г. сохранена установленная на 2017 г. допустимая доля в сфере выращивания овощей (50%). Это ограничение не распространяется на Ставропольский и Хабаровский края, Астраханскую, Волгоградскую, Воронежскую, Липецкую, Московскую, Ростовскую и Саратовскую области. Как отмечают в Правительстве РФ, исключение обусловлено имеющейся в этих регионах потребностью в привлечении временных работников в период уборочных работ. Также 50%-е ограничение на привлечение иностранных работников в сфере выращивания овощей начнет применяться к хозяйствующим субъектам Краснодарского края.

Источники: Консультант, Гарант


 

БАНКОВСКОЕ ПРАВО

ВС разрешил банкам блокировать карты за подозрительные операции

Верховный суд вынес «пробанковское» решение, подтвердив право кредитных организаций приостанавливать подозрительные платежи для проверки их законности. В частности, в зоне риска – многочисленные переводы физлицам от компаний, которые имеют признаки однодневок, поскольку это один из популярных способов «отмывания» денег. В этом и других подобных случаях блокировка карты или отказ в операции не считаются нарушением договора и не повлекут санкций, разъяснила гражданская коллегия Верховного суда в определении №11-КГ 17-23 по делу «Бинбанка» и его клиента. А если уж банк платит за задержку перевода, то по ст. 395 ГК (8,2% годовых), а не «потребительскую» неустойку согласно п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей (3% в день), напомнила «тройка» под председательством Вячеслава Горшкова.

Это не первое дело, где защищается контрольная функция банков, в которой заинтересовано, по сути, государство. В середине 2013 года Президиум ВАС в деле А40-32140/12 подтвердил правоту банка, который может запрашивать любые документы, если подозревает, что операция направлена на легализацию денег или финансирование терроризма, вспоминает юрист «Saveliev, Batanov and Partners» Сергей Коновалов. Учитывая позицию ВАС и ВС, банки могут осторожничать и приостанавливать операции чаще, чем это объективно требуется, предполагает Коновалов. Ведь нарушение законодательства о противодействии отмыванию грозит им серьезными наказаниями. Это штрафы до 500 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 60 суток по ст. 15.27 КоАП РФ. За систематические нарушения могут и лишить лицензии. Так что, если у банка есть малейшие сомнения в законности операции, чаша весов в споре склоняется в его пользу, о чем и говорит определение Верховного суда, анализирует партнер КА «Юков и партнёры» Светлана Тарнопольская.

Такое решение Верховный суд вынес по иску Ивана Сурикова, который по решению нижестоящих инстанций получил 107 000 руб. «потребительских» неустойки и штрафа с «Бинбанка». Два суда решили, что банк не выполнил требования владельца счета, проанализировав цепочку событий:

  • 26.05.2016 ООО «Азимут-Торг» перевело истцу 74 300 руб. с назначением платежа «возврат неиспользованных средств из социальной сети Вконтакте». «Бинбанк» заблокировал карту Сурикова.
  • 03.06.2016 Суриков обратился в банк с просьбой закрыть счет, а деньги перевести в «Райффайзенбанк». «Бинбанк» распоряжение клиента не выполнил.
  • 15.07.2016.  Суриков вновь попросил перечислить деньги на его текущий счет, а затем в «Райффайзенбанк».
  • 15.07.2016. «Бинбанк» перечислил деньги на текущий счет клиента.
  • 20.07.2016. «Бинбанк» перевел сумму в «Райффайзенбанк».

В суде представители банка объясняли, что заморозили операции до предъявления документов, которые подтверждают происхождение денег, но не смогли это доказать. Это сыграло не в их пользу, и суды заняли сторону Сурикова. Апелляция добавила, что банку нужно было получить постановление Управления Росфинмониторинга, чтобы приостановить операции клиента на срок более пяти дней.

В случае с Суриковым такого документа не нужно, поправил Верховный суд, ведь его перевод является подозрительным согласно внутренним правилам банка. Отправитель денег, «Азимут-Торг», был создан недавно (24.11.2015), делал много мелких переводов на общую сумму 1,2 млн руб. Банк увидел в этом признаки предпринимательской деятельности и решил не проводить транзакцию. Если такой отказ или приостановление операции обоснованы положениями п. 10 или 11 ст. 7 Закона о противодействии отмыванию, то следующий, 12-й пункт, гласит: наказать кредитную организацию в этом случае нельзя. Напомнив положения этого закона, ВС отправил дело на пересмотр в апелляцию. Ей предстоит разобраться в деле по существу и решить, законно ли банк заблокировал карту клиента.

А юристы советуют быть внимательными с переводами и обращать внимание на то, что может насторожить банки. Это подозрительное назначение платежа, компания-отправитель с признаками «однодневки», крупная сумма, разбитая на много мелких переводов, и так далее.

Источник


 

БАНКРОТСТВО

ФНС России представлен обзор правовых позиций по результатам рассмотрения споров, связанных с процедурами банкротства, за 3 квартал 2017 года

В Письме ФНС России от 29.11.2017 №СА-4-18/24213 «О направлении обзора судебных актов» приведены решения судебных органов по вопросам оспаривания сделок, включения требований в реестр требований кредиторов, оспаривания необоснованных требований кредиторов, привлечения к субсидиарной ответственности; назначения арбитражного управляющего, признания действий (бездействия) арбитражного управляющего ненадлежащим, взыскания убытков, установления размера процентов по вознаграждению арбитражного управляющего, квалификации денежного требования в качестве текущего, замещения активов, введения процедуры банкротства.

Приведены, в частности, следующие позиции судов:

  • сделка может быть признана недействительной при неравноценном встречном исполнении в соответствии с пунктом 1 статьи 61.2 Закона о банкротстве, в случае если поведение сторон сделки очевидно свидетельствует о направленности их воли исполнить договор при неравноценном встречном предоставлении;
  • при наличии доводов о мнимости и притворности договоров, на основании которых лицо заявляет требования о включении в реестр требований кредиторов должника, суд не должен ограничиваться формальной проверкой представленных сторонами документов, а должен принимать во внимание иные доказательства, подтверждающие наличие фактических договорных отношений;
  • в случае неисполнения судебного определения об обязании передать документы с бывшего руководителя должника в пользу конкурсной массы подлежит взысканию судебная неустойка в соответствии с пунктом 1 статьи 308.3 ГК РФ;
  • лицо, осуществлявшее полномочия конкурсного управляющего в период расчетов с кредиторами, должно зарезервировать на счете должника сумму процентов по вознаграждению конкурсного управляющего;
  • во взыскании задолженности может быть отказано при представлении кредиторами должника доказательств, свидетельствующих о формальном характере цепочки сделок (операций), не влекущих какого-либо экономического эффекта хозяйственной деятельности;
  • при замещении активов на вновь образованные акционерные общества, не являющиеся стороной договора купли-продажи акций, и их потенциальных покупателей действующее законодательство не возлагает обязанность по сохранению целевого назначения имущества предприятия-банкрота;
  • при рассмотрении заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) моментом для определения наличия либо отсутствия признаков банкротства является дата принятия к производству такого заявления, а не дата возникновения задолженности, послужившей основанием для его подачи.

Источник


 

НАЛОГИ И СБОРЫ

ФНС России напомнила об изменениях в порядке исчисления и уплаты НДС в 2018 — 2019 годах

Согласно Информации ФНС России «Об изменении порядка исчисления и уплаты НДС» с 01.01.2018, в частности:

  • покупатели лома и отходов черных и цветных металлов (эти операции больше не освобождаются от налогообложения НДС), алюминия вторичного и его сплавов, а также сырых шкур животных, признаются налоговыми агентами, на которых возложена обязанность по уплате НДС с указанных операций;
  • применение нулевой ставки по НДС распространено на операции по реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта. Указанная ставка применяется только если ранее товары проходили таможенные процедуры — переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны или свободного склада;
  • налогоплательщики, оказывающие услуги по предоставлению ж/д подвижного состава и контейнеров для перевозки экспортируемых товаров, вправе применять нулевую ставку по НДС, даже если указанное имущество не находится у них в собственности или в аренде.

Сообщается также, что с 1 января 2019 года обязанность по исчислению НДС будет возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем — физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

Источник

 

Отклонение цены сделок от рыночного уровня может учитываться в ходе налоговых проверок

В письме ФНС России от 27.11.2017 №ЕД-4-13/23938@ сообщается, в частности, что согласно п.1 ст.105.17 НК РФ контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок, а налоговые органы не вправе оспаривать цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами сделки и учтенную при налогообложении.

Однако многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня может учитываться в рамках выездной и камеральной проверки в качестве одного из признаков получения необоснованной налоговой выгоды в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, указывающими на несоответствие между оформлением сделки и содержанием финансово-хозяйственной операции.

В таких случаях любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Источники: Консультант, Гарант

 

Изменения в петербургском законодательстве

Речь идёт о двух Законах Санкт-Петербурга от 29.11.2017. При этом Законом №783-130 обновлены правила взимания налога на имущество организаций и физических лиц, а Законом №785-129 пересмотрены льготы по налогу на имущество организаций.

 

В 2018 году иностранные организации, не имеющие в России постоянных представительств, налог на недвижимое имущество уплачивают по ставке 1,5% от кадастровой стоимости; с 1 января 2019 года ставка увеличится до 2% (сейчас — 1%).

С 2018 года граждане уплачивают имущественный налог в отношении дорогостоящей недвижимости (домов, квартир, кадастровой стоимостью свыше 300 млн. рублей) по ставке 2% от последней.

В прежнем размере (1% от кадастровой стоимости) сохранена налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении:

  • административно-деловых и торговых центров, а также нежилых помещений, назначение которых предусматривает размещение офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания, либо фактически используемых для названных целей;
  • жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Повышение (до 2% в 2023 году) будет проводиться поэтапно, начиная с 2020 года. При этом с 2019 года под эти правила станут подпадать здания и помещения площадью свыше 1000 кв. м. (сейчас — только свыше 3000 кв. м). Аналогичным образом будут меняться ставки налога в отношении недвижимости, принадлежащей физлицам и используемой для размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения.

Уточнён перечень имущества (из числа относимого к инженерной инфраструктуре, содержание которой полностью или частично финансируется из бюджета города), в отношении которого петербургские организации освобождены от уплаты налога. Это устройства наружного освещения и подсветки, общественные туалеты, а также водные устройства (фонтаны, питьевые фонтанчики, бюветы).

Изменены правила предоставления льгот организациям социально-культурной сферы. Освобождение от уплаты налога заменено налоговым вычетом в отношении объектов, фактически используемых налогоплательщиком для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

Некоторые прежние льготы отменены. При этом введена новая льгота. Теперь организации не будут уплачивать налог за практически новое (выпущенное менее 3 лет назад) движимое имущество.

Оба Закона вступают в силу с 1 января 2018 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Источники: 1, 2

 

Депутаты предлагают сократить срок проведения камеральной налоговой проверки с 3 до 1 месяца

Также Проект Федерального закона №249505-7 «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» предполагает увеличение до 3 млрд. рублей годовой суммы дохода по сделкам между российскими взаимозависимыми лицами для признания сделки контролируемой.

Кроме того, планируется признавать сделки контролируемыми между взаимозависимыми лицами, одно из которых является иностранной организацией (нерезидентом), если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за календарный год превышает 60 миллионов рублей (в настоящее время такой критерий не установлен).

Помимо этого законопроектом устанавливаются требования к содержанию акта, оформляемого по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля и порядку его вручения проверяемому лицу, уточняются положения, касающиеся обоснования нулевой ставки НДС по экспортным операциям.

Источник


 

КОНТРОЛЬ И НАДЗОР

В Госдуму внесен законопроект о совершенствовании системы проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Проект Федерального закона №332053-7 направлен на дальнейшее развитие системы государственного и муниципального контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и должен прийти на смену действующему Федеральному закону от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Законопроект определяет правовые и организационные основы системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в РФ, осуществляемого органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, общие принципы осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и защиты прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. В частности:

  • определяются перечни видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, требования к процедуре введения новых видов контроля (надзора);
  • вводится иерархия нормативных правовых актов, регулирующих проведение контроля (надзора);
  • предусматривается обязательность принятия положения о каждом виде контроля (надзора) и запрет на проведение проверок при отсутствии такого положения;
  • вводится определение обязательных требований, соблюдение которых является предметом контроля (надзора);
  • устанавливаются принципы организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий;
  • устанавливаются единые подходы к оценке результативности и эффективности государственного и муниципального контроля (надзора);
  • вводится система управления рисками при проведении контрольно-надзорных мероприятий;
  • предусматривается отдельное регулирование для каждого мероприятия (проверка, плановое (рейдовое) обследование, мониторинг, контрольная закупка, постоянный государственный контроль (надзор);
  • устанавливается правовое регулирование проверочных листов;
  • регламентируются обязанности должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, порядок их доступа к производственным объектам для проведения проверок, ограничения, которые должны соблюдаться при их проведении;
  • определяются права граждан и организаций, их представителей при проведении проверок, а также порядок возмещения вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В приложениях приводятся:

  • перечень видов федерального государственного контроля (надзора);
  • перечень видов регионального государственного контроля (надзора);
  • перечень видов муниципального контроля;
  • перечень видов деятельности с уведомительным порядком начала деятельности.

Источник

 

Обновлены перечни правовых актов, соблюдение требований которых оценивается налоговыми органами при осуществлении контрольно-надзорной деятельности

В Письме ФНС России от 29.11.2017 № ЕД-4-2/24157@ «О направлении информации» сообщается, что Приказом ФНС России от 21.11.2017 N ММВ-7-2/962@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 03.04.2017 N ММВ-7-2/278@» внесены изменения в перечни правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении ФНС России государственного контроля (надзора).

В новой редакции изложены перечни правовых актов, применяемых при осуществлении:

  • лицензионного контроля за деятельностью по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
  • налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему налогов и иных обязательных платежей;
  • контроля за применением ККТ, полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
  • контроля за исполнением организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующими и проводящими лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля.

С перечнями правовых актов и вышеперечисленными приказами ФНС России об их утверждении и актуализации можно ознакомиться на сайте ФНС России по ссылке.

Источники: 1, 2

 

Минстроем России предложен срок, в течение которого ЖК и ТСЖ будут обязаны уведомить о начале деятельности по управлению многоквартирными домами

Проектом Федерального закона «О внесении изменений в статьи 20, 114 и 136 Жилищного кодекса Российской Федерации» предусматривается, что жилищный кооператив или товарищество собственников жилья обязаны будут уведомить орган государственного жилищного надзора о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в течение тридцати календарных дней со дня государственной регистрации в качестве юридического лица. Для жилищно-строительного кооператива срок уведомления составляет тридцать дней со дня ввода многоквартирного дома в эксплуатацию.

Также предлагается установить, что периодичность проведения плановых проверок при осуществлении государственного жилищного надзора с применением риск-ориентированного подхода определяется в порядке, установленном Правительством РФ.

Источник

 

Постановка и снятие с учета в Росфинмониторинге: что нового?

Постановлением Правительства РФ от 28.11.2017 №1439 скорректирован порядок постановки на учет в Росфинмониторинге организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и ИП, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.

Так, установлено дополнительное основание для отказа в постановке на учет. Речь идет о ситуации, когда в представленной карте имеется недостоверная информация, отличающаяся от сведений ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

На устранение причин отказа и представление новой карты теперь отводится 10 календарных дней (а не 5 рабочих, как ранее).

При смене вида деятельности заявление о снятии с учета направляется организацией или ИП в течение 10 календарных дней с даты внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

При этом данное заявление можно не только направить по почте, но и подать непосредственно в орган либо представить в электронной форме в порядке, установленном Росфинмониторингом.

Источник


 

ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил некоторые вопросы применения законодательства о возмещении вреда окружающей среде

Согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 30.11.2017 №49 при рассмотрении дел, связанных с возмещением вреда окружающей среде, судам необходимо исходить, в частности, из следующего.

За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. При этом непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде. Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

С требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти РФ, субъектов РФ, прокурор, граждане, общественные объединения и НКО, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, а также органы местного самоуправления.

Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению независимо от возмещения вреда здоровью граждан или имуществу физических и юридических лиц, вызванного негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и (или) иной деятельности.

Нахождение земельного участка в собственности лица, деятельность которого привела к загрязнению или иной порче земельного участка, само по себе не может служить основанием для освобождения этого лица от обязанности привести земельный участок в первоначальное состояние и возместить вред, причиненный окружающей среде.

По общему правилу лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить при наличии вины, однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при её отсутствии (владелец источника повышенной опасности).

Лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают за причиненный вред, как правило, солидарно.

Несколько лиц несут долевую ответственность за вред окружающей среде при следующих условиях: они действовали независимо друг от друга, и действия каждого из них привели к причинению вреда. ВС РФ приводит интересный пример определения размера долей ответственности. Два лица складируют твердые бытовые отходы в неположенном месте. Ответственность в долях можно распределить пропорционально объему отходов. Для этого можно принять в расчет количество и вместимость транспортных средств, которые использовались для вывоза ТБО. Также учитывается класс опасности отходов. Если долю каждого причинителя вреда установить невозможно, они отвечают в равных долях.

Ранее ВС РФ высказывался о том, что суд вправе возложить долевую ответственность на лиц, причинивших вред окружающей среде совместно, исходя из степени вины каждого из них. Новый Пленум ВС РФ это разъяснение отменяет.

Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, при этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец, но суд может применить тот способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям природоохранного законодательства.

Суд по требованию истца может возложить на причинителя вреда (его правопреемника) обязанность по представлению уполномоченному органу государственной власти или местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды отчетов о проводимых на основании решения суда мероприятиях по восстановлению окружающей среды, эффективности и результативности выполненных мероприятий.

В случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ или выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие необходимого разрешения), суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований. Если допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер, суд вправе обязать ответчика прекратить соответствующую деятельность (например, при размещении отходов производства и потребления на объектах, не подлежащих внесению в государственный реестр объектов размещения отходов). При этом важно соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности с одной стороны, и решением социально-экономических задач с другой.

Судам следует иметь в виду, что опасность причинения вреда окружающей среде в будущем, в том числе в связи с эксплуатацией предприятия, сооружения или иной деятельностью, может являться основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность. В таком случае истец должен доказать реальность наступления такой опасности в результате осуществления ответчиком деятельности, как нарушающей установленные требования в области охраны окружающей среды, так и соответствующей им на момент предъявления требования, и необходимость запрещения соответствующей деятельности (например, при планировании строительства или возведении нового промышленного объекта в местах обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов). Наличие у ответчика разрешительной документации на осуществление деятельности, создающей опасность причинения вреда, положительного заключения экологической экспертизы не является основанием для отказа в иске.

Заказчик подрядных работ может избежать ответственности за вред окружающей среде, если докажет, что подрядчик при выполнении работ вышел за пределы данного ему задания. В противном случае стороны договора подряда отвечают за вред окружающей среде солидарно.

Иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение двадцати лет. Срок исковой давности по требованиям о возмещении вреда, причиненного радиационным воздействием на окружающую среду, составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Прежние разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по указанным вопросам утрачивают силу.

Источники: 1, 2, 3, 4, 5

 

Разъяснены особенности рассмотрения материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями)

В Письме Росприроднадзора от 24.11.2017 №АС-09-05-31/26010 «О государственной экологической экспертизе» сообщается, в частности, что согласно Положению об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденному Приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 16.05.2000 №372 (далее — Положение №372), материалы обсуждений включают в себя документ, подтверждающий проведение общественных обсуждений и публикации в официальном издании федерального органа исполнительной власти РФ, в официальном издании органа исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие.

При этом представляемые для организации и проведения государственной экологической экспертизы материалы обсуждений должны соответствовать требованиям, установленным в том числе п. 4.3 Положения №372.

При установлении несоответствия представленных материалов для организации и проведения государственной экологической экспертизы, в том числе материалов обсуждений, требованиям п. 4.3 Положения №372 в адрес заявителя подготавливается уведомление о некомплектности материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу, с учетом положений Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 06.05.2014 №204.

Источник

 

Росприроднадзором утвержден XML-формат декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

В Информации Росприроднадзора от 30.11.2017 изложены требования к составу и структуре данных в электронном виде, необходимых для проведения расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, и оформления готовой отчетности.

Определено, что все данные предоставляются в виде одного файла формата XML. Файл имеет текстовую структуру, что позволяет для его формирования использовать текстовый редактор типа «Блокнот» либо специализированные программные средства.

Имя файла рекомендуется формировать в следующем виде: [Код региона] «рсч» [Краткое название организации] [Отчетный год] [Квартал].xml

Источник

 

Росприроднадзором разъяснен вопрос отнесения отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, к твердым коммунальным отходам

В Письме от 06.12.2017 №АА-10-04-36/26733 «О направлении информации» разъясняется, в частности, что согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, к твердым коммунальным отходам относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа «отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов указано, что они относятся к ТКО.

Источник


 

ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ

Изменения в Законе «О связи»

Федеральным законом от 05.12.2017 №386-ФЗ установлено, что мобильный оператор обязан прекратить оказание услуг связи по предписанию Роскомнадзора в случае неподтверждения соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах. Такое подтверждение должно быть осуществлено в течение 15 суток. Ранее основанием для прекращения услуг связи в отношении таких абонентов был только запрос оперативно-разыскного органа. Кроме того, определено, что оказание услуг связи должно быть прекращено в случае запроса или предписания упомянутых госорганов о предотвращении и пресечении преступлений с использованием сетей связи и средств связи.

Установлено, что мобильный оператор, обеспечивающий передачу СМС абонента, инициирующего отправление такого сообщения, при его передаче обязан передавать в неизменном виде абонентский номер, выделенный данному абоненту на основании договора об оказании услуг связи.

Оператор связи, с сети связи которого инициируется телефонный вызов, обязан передавать в сеть связи другого оператора связи, участвующего в установлении телефонного соединения, в неизменном виде абонентский номер, выделенный на основании договора об оказании услуг связи абоненту, инициировавшему телефонный вызов.

Оператор связи, участвующий в установлении телефонного соединения, обязан передавать в сеть связи другого оператора связи в неизменном виде полученный абонентский номер.

Оператор связи, с сети передачи данных которого инициируется соединение для целей передачи голосовой информации, обязан передавать в сеть передачи данных другого оператора связи, участвующего в установлении соединения, в неизменном виде уникальный код идентификации, выделенный на основании договора об оказании услуг связи абоненту, инициировавшему соединение.

В случае выявления при оказании услуг по пропуску трафика нарушений указанных требований оператор связи будет прекращать оказывать услуги по пропуску трафика на свою сеть связи.

Указанные поправки вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования закона.

Источники: Консультант, Гарант

 

Авиадебоширов не пустят на борт

Федеральным законом от 05.12.2017 №379-ФЗ внесены изменения в Гражданский кодекс. Ст.786 ГК РФ дополнена пунктом 4, согласно которому в случаях, предусмотренных статьей 107.1 Воздушного кодекса РФ, перевозчик или лицо, уполномоченное им на заключение договора воздушной перевозки пассажира, вправе отказать в заключении договора воздушной перевозки пассажира, если пассажир внесен в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком. Соответствующее дополнение внесено также в абз.1 п.3 ст.426 ГК РФ.

Сама ст.107.1 Воздушного кодекса введена Федеральным законом от 05.12.2017 №376-ФЗ. Она регламентирует процедуру отказа в заключении договора воздушной перевозки пассажиру, внесенному в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком.

О факте совершения пассажиром действий, которые могут подпадать под признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.11.17 КоАП РФ (невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна), либо преступления, предусмотренного п.»в» ч.1 ст.213 УК РФ (хулиганство на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте) или ст.267.1 УК РФ (совершение из хулиганских побуждений действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств), и совершенного на борту воздушного судна, командир воздушного судна информирует в письменной форме руководителя или исполняющего обязанности руководителя перевозчика. Копия документа, которым командир воздушного судна информирует руководителя или исполняющего обязанности руководителя перевозчика, вручается пассажиру воздушного судна до покидания им воздушного судна. В случае отказа указанного пассажира от получения копии данного документа командир воздушного судна делает соответствующую отметку в данном документе.

Решение о внесении пассажира в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком, принимается на основании вступившего в законную силу постановления о назначении лицу административного наказания за совершение административного правонарушения, либо вступивших в законную силу приговора суда или обвинительного апелляционного приговора о признании лица виновным в совершении на борту воздушного судна преступления. Такое решение принимается в срок не более чем тридцать дней со дня получения перевозчиком указанного постановления или размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» приговора суда или обвинительного апелляционного приговора. В связи с этим в ст.29.11 КоАП РФ внесено дополнение о направлении перевозчику копии постановления о назначении лицу административного наказания за совершение на борту воздушного судна данного перевозчика административного правонарушения.

Перевозчик обязан в письменной форме уведомить пассажира о внесении его в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена данным перевозчиком, а также о случаях, при которых пассажиру не может быть отказано в заключении договора воздушной перевозки.

Так, пассажиру не может быть отказано в заключении договора воздушной перевозки в случае, если этот пассажир возвращается из пункта отправления, единственным способом транспортного сообщения которого с РФ является воздушная перевозка, либо он подлежит административному выдворению за пределы РФ, депортации или реадмиссии при условии, что единственным способом транспортного сообщения между РФ и пунктом отправления или пунктом назначения является воздушная перевозка, либо он направляется к месту лечения или обратно, либо сопровождает пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности к месту лечения или обратно, либо направляется на похороны члена семьи или близкого родственника или обратно, что подтверждается документально.

Исключение пассажира из реестра осуществляется по истечении одного года с даты вступления в силу административного постановления либо приговора суда.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Источники: 1, 2, 3


 

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Верховный Суд РФ обобщил судебно-арбитражную практику по делам об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций

В Обзоре судебной практики, утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017, разъяснено, в частности, следующее:

  • осуществление лицом запрещенной для него лицензируемой деятельности с нарушением установленных правил ее ведения не препятствует квалификации данного деяния как по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ за осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии), так и по соответствующей статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение правил ее осуществления;
  • привлечение рекламодателя к ответственности, предусмотренной ст.14.37 КоАП РФ (нарушение требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции) за эксплуатацию рекламной конструкции без разрешения на ее установку и эксплуатацию, является неправомерным;
  • необоснованная выдача органом по сертификации или отказ в выдаче сертификата соответствия либо необоснованное приостановление или прекращение действия сертификата соответствия не являются длящимися административными правонарушениями;
  • длящимся нарушением не является также неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим обязанности принять решение о допуске к торгам;

Источники: Консультант, Гарант

 

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, когда работодателям бывших чиновников грозит административное наказание

Работодатель в определенных случаях должен сообщать о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового или гражданско-правового договора. В Постановлении от 28.11.2017 №46 Пленум ВС РФ дал разъяснения по вопросу привлечения работодателя к административной ответственности за неисполнение этой обязанности (ст. 19.29 КоАП РФ).

Так, если речь идёт о переводе бывшего чиновника на другую должность или другую работу в пределах одной организации или про внутреннее совместительство, направлять отдельное сообщение по последнему месту службы экс-чиновника не требуется. Когда речь идет о совместительстве у другого работодателя, он должен уведомить о заключении такого трудового договора. Ранее Минтруд указывал, что сообщать следует о каждом трудовом договоре, даже при внутреннем совместительстве, иначе работодателю будет грозить штраф.

Кроме того, работодатель может не знать о том, что новый работник занимал должность государственной или муниципальной службы, включенную в специальный перечень. Такая ситуация возможна, когда бывший служащий не сообщил о должности, а соответствующие данные отсутствуют в трудовой книжке, документах воинского учета и военном билете, а также в анкете, которую гражданин заполняет при трудоустройстве. В этом случае штраф за незаконный наем экс-чиновника работодателю не грозит.

Нарушение может являться малозначительным. Например, если работодатель уведомил о приеме бывшего госслужащего, но не выполнил требования к форме и содержанию сообщения, и это не привело к неполучению информации, необходимой для целей Закона о противодействии коррупции, работодателя освободят от штрафа. Ранее (в 2016 г.) Верховный суд указывал, что нарушение ст. 19.29 КоАП РФ признать малозначительным нельзя.

Ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ  несут лица, занимающие должность руководителя или уполномоченные подписывать трудовой (гражданско-правовой) договор со стороны работодателя. Привлечение к административной ответственности должностного лица не освобождает от нее юрлицо. А назначение последнему наказания не освобождает от ответственности виновное должностное лицо.

К ответственности могут быть привлечены и граждане (физлица). Например, частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся частной практикой.

Источники: 1, 2, 3, 4

 

Конституционный Суд РФ потребовал предусмотреть восстановление срока для уплаты водителем штрафа со скидкой

В Постановлении от 04.12.2017 №35-П Конституционный Суд РФ признал не соответствующей Конституции РФ ч.1.3 ст.32.2 КоАП РФ, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ею исключается возможность восстановления двадцатидневного срока, установленного для уплаты административного штрафа, назначенного в порядке, предусмотренном ч.3 ст.28.6 данного Кодекса, в размере половины суммы наложенного административного штрафа в случае, когда копия постановления о назначении административного штрафа, направленная привлеченному к административной ответственности лицу по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения.

Суд указал, что получение копии Постановления лицом, подвергнутым административному штрафу за правонарушение, выявленное с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, без составления протокола об административном правонарушении и без участия такого лица, по истечении двадцатидневного срока со дня его вынесения фактически исключает возможность уплаты административного штрафа в размере половины от назначенной суммы, так как ни оспариваемые законоположения, ни иные нормы законодательства об административных правонарушениях не предусматривают восстановления (продления) срока для льготной уплаты административного штрафа, назначенного за административное правонарушение в области дорожного движения, даже если он был пропущен не по вине заинтересованного лица, что, по существу, влечет за собой не имеющую объективного и разумного оправдания дифференциацию прав и обязанностей лиц, относящихся к одной и той же категории субъектов административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, порождающую предпосылки для дискриминационного правоприменения.

Данный вывод не опровергается тем наличием возможности размещения постановления в форме электронного документа (или информации о нем) на различных интернет-сайтах, включая официальный сайт ГИБДД МВД России (www.gibdd.ru), либо доведения сведений о наложенных за административные правонарушения правил дорожного движения административных штрафах через соответствующие sms-оповещения. Эти каналы информирования о фактах привлечения к административной ответственности являются факультативными имеющими преимущественно неофициальный (справочный) характер, зависят от наличия доступа к сети «Интернет» (иным информационным технологиям), ориентированы на инициативное обращение граждан к таким информационным ресурсам, законодательно не подкрепленное закреплением соответствующей обязанности.

При таких обстоятельствах отсутствие возможности восстановления срока, предусмотренного ч.1.3 ст.32.2 КоАП РФ для уплаты наложенного административного штрафа в размере половины от назначенной суммы, в случае пропуска этого срока из-за несвоевременной доставки копии постановления о назначении административного наказания, направленной вынесшим это постановление должностным лицом в адрес лица, привлеченного к административной ответственности, не согласуется с конституционными принципами юридического равенства и справедливости, не исключает произвольного ограничения права на государственную, в том числе судебную, защиту своих прав и свобод, включая охраняемое законом право частной собственности, а потому противоречит Конституции РФ.

Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения. До их внесения правоприменители, в том числе суды, при применении части 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ не вправе уклоняться от рассмотрения вопроса о возможности восстановления срока, предусмотренного для уплаты административного штрафа в размере половины от назначенной суммы, по ходатайству привлеченного к административной ответственности лица в случае, когда копия постановления о назначении административного штрафа, направленная привлеченному к административной ответственности лицу по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения.

Источники: Консультант, Гарант


 

ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

Медиация может стать обязательным досудебным порядком урегулирования спора

Проект Федерального закона №323209-7  предусматривает возможность заключать соглашение о досудебной медиации. При наличии такой договоренности стороны не смогут обратиться в суд, в том числе третейский, пока не исполнят ее условия.

Сторона такого соглашения, подавая в арбитражный суд исковое заявление, должна будет указать в нем сведения о соблюдении медиативной оговорки. Досудебный порядок будет считаться соблюденным истцом, если:

  • стороны обратились к медиатору.
  • ответчик отказался от медиации, не ответил на предложение истца провести ее или иным способом нарушил порядок урегулирования спора.

Аналогичные правила будут для обращения в суды общей юрисдикции.

Источник

 

Извещение лицу, участвующему в исполнительном производстве, можно направить заказным почтовым отправлением, пересылаемым в форме электронного документа.

Согласно Закону об исполнительном производстве лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются о времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения.

При этом такие лица считаются извещенными, если извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, направлено адресату с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

Постановлением Правительства РФ от 05.12.2017 №1473 установлено, такое извещение может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, заказным почтовым отправлением, пересылаемым в форме электронного документа, в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи. При этом лицо считается извещенным с момента вручения ему заказного почтового отправления.

Источники: Консультант, Гарант


 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Компания отсудила у контрагента более 15 млн руб. за недобросовестное ведение переговоров

Стороны вели переговоры по аренде более полугода. В итоге проекты договоров были согласованы и подписаны потенциальным арендодателем. Когда они поступили на подписание арендатору, он внезапно прекратил контакт с контрагентом.

Обратившись в суд, арендодатель сослался на недобросовестность действий контрагента.

Суд решил, что недобросовестность ответчика доказана. Для истца была очевидна серьезность намерений потенциального арендатора. В процессе переговоров он, в частности, проводил финансовый и юридический анализ документов, согласовывал основные и детальные условия сделки по всем существенным, коммерческим и техническим вопросам, направлял запросы на предоставление необходимых документов. В сложившейся ситуации арендодатель не мог ожидать, что контрагент внезапно и неоправданно прекратит переговоры по заключению договоров.

Истец также сумел доказать и наличие убытков в виде упущенной выгоды. Дело в том, что ему пришлось освободить от прежних арендаторов предстоящие к сдаче помещения, чтобы подготовить их для нового контрагента. И если бы истец не вступил в переговоры с недобросовестным контрагентом, то получил бы доходы от сдачи в аренду прежним арендаторам.

Апелляция решение оставила в силе[1] и отклонила многочисленные возражения ответчика, в частности о том, что сделка не получила корпоративного одобрения и истец должен был предполагать возможность такого исхода. Кассация поддержала позицию нижестоящих судов.

Источник

 

Если предшественник отправлял претензию контрагенту, досудебный порядок соблюден и правопреемником

Цедент до заключения договора уступки направил претензию контрагенту. Как указал кассационный суд[2], это значит, что досудебный порядок соблюден и цессионарием. Ведь универсальное правопреемство предполагает, что к правопреемнику переходит весь комплекс прав и обязанностей предшественника.

Кроме того, сыграл роль тот факт, что контрагенту предоставили копию договора цессии и направили уведомление об уступке права. Это уведомление вместе с претензией послужили в суде доказательствами соблюдения претензионного порядка.

Источник

 

Работодатель не обязан наказывать сотрудников по требованию прокурора

В Постановлении от 30.10.2017 №30-АД17-2 ВС РФ в очередной раз подчеркнул: применить к работнику дисциплинарные меры – это право, а не обязанность работодателя.

В представлении прокурор среди прочего требовал от работодателя рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушениях закона. Верховный Суд признал это требование неправомерным. Он применял такой подход и ранее.

За игнорирование указанного требования работодатель не должен нести ответственность. Если к ней все же привлекут, есть все шансы оспорить это в суде.

Как известно, наказать могут лишь за невыполнение законных требований прокурора. Юрлицам это нарушение грозит штрафом в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб. или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток, должностному лицу — штраф от 2 тыс. до 3 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 6 до 12 мес.

Источник


 

РАЗНОЕ

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа (в том числе утратившего силу) акту большей юридической силы, принимает решение в соответствии с последним

В Постановлении от 06.12.2017 №37-П Конституционный суд указал арбитражным судам на обязанность проверять применяемые нормативные правовые акты на соответствие актам большей юридической силы.

Проверяемые Положения абз.13 ст.12 ГК РФ и ч.2 ст.13 АПК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку согласно им гражданские права защищаются в т. ч. путем неприменения судом акта, противоречащего закону, а Арбитражный суд, установив несоответствие нормативного правового акта иному такому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение в соответствии с последним.

Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу данные положения предполагают обязанность арбитражного суда, рассматривающего гражданское дело, проверить нормативный правовой акт, подлежащий применению в этом деле, на соответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в том числе если о противоречии между ними заявляет лицо, участвующее в деле, и в случае установления такого противоречия – вынести решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Конституционный Суд РФ, в частности, отметил, что если подлежащий применению арбитражным судом в гражданском деле нормативный правовой акт отменен до начала или в период производства по административному исковому заявлению о признании его недействующим, поданному лицом, участвующим в данном гражданском деле, и по этой причине не может быть признан недействующим, отказ арбитражного суда оценить в ходе рассмотрения дела такой акт на предмет его соответствия нормативному правовому акту большей юридической силы означал бы не только отступление от требования ст.120 Конституции РФ, но и неприемлемый в правовом государстве отказ в праве на судебную защиту, которое не подлежит ограничению.

Источники: Консультант, Гарант

 

В I чтении принят законопроект о предоставлении МФЦ права предоставлять госуслуги по комплексным запросам

Проект Федерального закона №217713-7 предусматривает возможность обращения заявителя в МФЦ с комплексным запросом о предоставлении двух или более государственных и (или) муниципальных услуг и (или) услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг (услуг по комплексному запросу). При этом МФЦ предлагается наделить правом формировать от имени заявителя комплекты необходимых документов и осуществлять все необходимые действия в целях предоставления каждой из услуг по комплексному запросу, в том числе подписывать от имени заявителя заявления о предоставлении соответствующих услуг.

Предоставление услуг по комплексному запросу будет осуществляться после однократного обращения заявителя, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, организациями, предоставляющими услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, будет осуществляться МФЦ от имени заявителя и без его доверенности.

Перечень государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов на основании комплексного запроса, будет утверждаться актом Правительства РФ.

Перечни государственных услуг субъектов РФ, муниципальных услуг, предоставление которых посредством комплексного запроса не осуществляется, будут утверждаться соответственно нормативным правовым актом субъекта РФ или муниципальным правовым актом.

Также законопроектом устанавливаются общие требования к порядку досудебного обжалования заявителем решений, действий и бездействия МФЦ, работников МФЦ, руководителя МФЦ. Конкретные особенности подачи и рассмотрения таких жалоб также будут устанавливаться Правительством РФ.

На работников МФЦ предлагается распространить ответственность за нарушения законодательства, в том числе в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг, предусмотренную для должностных лиц.

Источник

 

С 1 января 2018 года получить госуслуги можно будет в любом подразделении соответствующего органа власти или МФЦ в пределах России

Согласно Федеральному закону от 05.12.2017 №384-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 29 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» подавать запросы, документы, сведения, чтобы получить госуслуги федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, а также получать результаты их предоставления теперь можно вне зависимости от места жительства/пребывания заявителя (для физлиц) или его места нахождения (для юрлиц). Названные услуги можно получать в любом предоставляющем их подразделении соответствующего органа или в МФЦ в пределах России по выбору заявителя.

Переход на предоставление госуслуг в указанном порядке осуществляется в соответствии с планом-графиком, утверждаемым Правительством РФ.

Источники: Консультант, Гарант

[1] Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2017 по делу №А41-90214/16

[2] Постановление АС Московского округа от 09.11.2017 N Ф05-15829/2017 по делу №А40-196933/2016

Пожалуйста, оставьте здесь свой вопрос.
Мы получим его на e-mail
и обязательно ответим вам

[contact-form-7 404 "Not Found"]

Заполните форму и мы вам пришлем интересующий образец правового документа





подписаться на новости