10 — 16 июля 2017

ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО
  1. На сайте Верховного суда опубликован Обзор судебной практики №3 за 2017 год (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)

По результатам обобщения практики Верховный суд РФ сделал, в частности, следующие выводы:

1) Участник долевого строительства — гражданин, надлежащим образом исполнивший свои обязательства по договору, при неисполнении обязательства другой стороной — застройщиком вправе требовать защиты своих прав путем признания права на долю в общей долевой собственности в не завершенном строительством объекте в виде квартиры и определения размера доли в общей долевой собственности на объект незавершенного строительства.

2) При наличии согласия всех участников долевой собственности земельного участка сельскохозяйственного назначения на передачу его в аренду выдел собственником земельной доли, обремененной правом аренды, не может осуществляться без согласия арендатора.

3) Арендная плата не подлежит взысканию с арендатора в случае, если в результате противоправных действий арендодателя он был лишен возможности пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды или целевым назначением этого имущества.

4) Требование к поручителю, который несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника в силу договора поручительства, может быть предъявлено после того, как должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование.

5) На отношения между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме и управляющей компанией распространяется Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей».

6) Информация о предстоящих публичных торгах по продаже арестованного имущества подлежит обязательному опубликованию и в периодическом печатном издании субъекта Российской Федерации, и на официальном сайте в сети «Интернет».

7) При расчете арендной платы за пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, и неустойки, начисленной на сумму долга, необходимо учитывать кадастровую стоимость спорного земельного участка, установленную вступившим в законную силу судебным актом, с даты, указанной в этом судебном акте, а не с даты внесения сведений об этой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

8) Соблюдение досудебного порядка урегулирования спора (ч. 5 ст. 4 АПК РФ) не требуется при подаче в арбитражный суд заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

 

  1. Отменен обязательный претензионный порядок разрешения споров по некоторым категориям дел.

12.07.2017 вступил в силу ФЗ 01.07.2017 №147-ФЗ, которым были внесены изменения в том числе в норму АПК РФ об обязательном претензионном порядке урегулирования споров.

Теперь направлять претензию нужно будет только по искам о взыскании денежных средств (по договорам, вследствие неосновательного обогащения и т.п.)

Кроме того, существенно изменились правила досудебного порядка урегулирования интеллектуальных споров (в частности, по спорам о прекращении правовой охраны товарных знаков).

  1. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 14.06.2017 «Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Постановлением установлены категории споров, по которым судебные акты не подлежат размещению; предусмотрен исчерпывающий перечень сведений, которые при публикации судебных решений должны быть оставлены и исчерпывающий перечень сведений, которые подлежат изъятию из судебного решения; установлены сроки публикации судебных решений.

 

  1. Верховный суд РФ предложил реформу судов общей юрисдикции

«Пленум Верховного суда предложил создать отдельные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции по экстерриториальному принципу  в федеральных округах. Сейчас такие жалобы рассматриваются в стенах одного и того же суда, что не может не влиять на беспристрастность решений. Об основных чертах реформы, которую предлагает ВС, рассказали на Пленуме и после него.

Сегодня, 13 июля 2017 года, Пленум Верховного суда принял постановление, которое станет началом масштабной реформы судов общей юрисдикции. ВС предлагает создать отдельные апелляционные и кассационные суды, чтобы обеспечить объективность и независимость судопроизводства на экстерриториальной основе. Сейчас рассмотрение дел в апелляционном и кассационном порядке происходит в рамках одного субъекта и одного и того же суда (районного, областного, республиканского и т. д.). То же самое касается и промежуточных решений, что сказывается на беспристрастности правосудия, посетовал замгенпрокурора Леонид Коржинек. Такое объединение полномочий внутри одного суда недопустимо, согласился секретарь Пленума, судья ВС Виктор Момотов.

Решить проблему Верховный суд предлагает с помощью 5 апелляционных и 9 кассационных судов по аналогии с арбитражной моделью, которая действует уже много лет и хорошо себя зарекомендовала. Новые суды будут действовать в составе президиума, коллегий по гражданским, административным, уголовным делам и по делам военнослужащих. Они необязательно будут расположены в центрах федеральных округов – исходить будут скорее из судебной нагрузки и доступности правосудия. Последняя проблема беспокоит замгенпрокурора Коржинека. Участники дел могут столкнуться с транспортными сложностями, если захотят поучаствовать в заседании лично, предупредил он. Сделать правосудие доступнее могут постоянные судебные присутствия, считает замгенпрокурора. Впрочем, Председатель ВС Вячеслав Лебедев призвал не забывать о возможностях видео-конференц-связи.

Областные и аналогичные суды в основном останутся пересматривать дела в апелляционном порядке. Вновь создаваемые апелляционные суды получат лишь часть их полномочий – например, будут рассматривать частные жалобы на определения судов субъектов. Более значительные перемены ждут кассацию. Президиумы областных, районных и т. п. судов окажутся здесь полностью заменены новыми кассационными судами, которые станут единой инстанцией на этом уровне для мировых судей и районных судов. Председатели создаваемых судов будут иметь примерно те же полномочия, что и главы районных судов, время их работы хотят ограничить максимум двумя сроками».

Обсуждается и ряд других изменений (изменение размера госпошлин, введение профессионального представительства в апелляции и кассации).

Источник

 

  1. Конституционный Суд РФ признал неконституционными отдельные положения КАС РФ и АПК РФ, касающиеся распределения судебных расходов по делам об установлении кадастровой стоимости

Постановление Конституционного Суда РФ от 11 июля 2017 г. №20-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр»

Указанные выше нормы признаны неконституционными в той мере, в которой они позволяют рассчитывать на возмещение судебных расходов лишь в случаях, когда право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной оспаривается другой стороной по основаниям возникновения или по содержанию.

До настоящего времени согласно сложившейся судебной практике истец был вынужден даже при отсутствии возражений со стороны ответчика в полной мере нести все судебные расходы.


 

НЕДВИЖИМОСТЬ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
  1. Письмо Минстроя России от 15.06.2017 №20993-ХМ/09 «О порядке применения положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующих вопрос выдачи разрешения на строительство»

При выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, осуществляется проверка соответствия проектной документации требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории лишь в случае размещения объекта капитального строительства на территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а также в случаях, если:

1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий;

3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории;

4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов);

5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.

Также Минстрой разработал блок-схему, разъясняющую порядок получения разрешения на строительство для линейных объектов и для объектов, не являющихся линейными.

 

  1. Верховный суд РФ разъяснил, что цена участка определяется исходя из кадастровой стоимости в день подачи заявления.

От кадастровой стоимости зависит земельный налог, арендная плата, выкупная цена участка и некоторые другие платежи. Поэтому при изменении кадастровой стоимости меняется и размер указанных платежей, и иногда очень существенно – в два-три раза. Чтобы не переплатить кругленькую сумму, важно правильно определить момент исчисления кадастровой стоимости. ВС рассказал, как это сделать.

Олег Калинин* арендовал у государства земельный участок, на котором находились принадлежащие ему нежилые помещения, а затем решил купить его. Для этого Калинин ообратился в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области. Согласно Приказа этого департамента, цена земли в случае ее покупки высчитывается по формуле: кадастровая стоимость земельного участка, умноженная на ставку земельного налога в указанном регионе, умноженная на кратность ставки земельного налога. На момент обращения кадастровая стоимость участка составляла 6 549 422 руб. (при этом она была определена судом за восемь месяцев до обращения). Поэтому Калинин рассчитывал приобрести участок за 818 678 руб.

Однако департамент посчитал, что кадастровая стоимость участка равна 16 214 578 руб. (почему – неизвестно), и исходя из нее высчитал выкупную цену как 2 026 822 руб.

Калинин с этим не согласился, направил протокол разногласий и протокол их согласования. На это департамент ответил, что на момент принятия им решения о заключении договора купли-продажи участка его кадастровая стоимость стала 12 581 583 руб., в связи с чем Калинину предложили заплатить 1 572 697 руб. Покупатель настаивал на своем – и пошел урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи, в суд.

Центральный районный суд г. Воронежа, а вслед за ним и Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда поддержали департамент. Они решили: поскольку разногласия переданы на рассмотрение суда, то при их урегулировании необходимо применять кадастровую стоимость, действующую на момент разрешения спора – то есть 12 581 583 руб. Суды отклонили довод Калинина об установлении кадастровой стоимости земли в размере 6 549 422 руб., поскольку на дату установления этой кадастровой стоимости разногласия между истцом и департаментом ещё не возникли.

Тогда Калинин обратился в Верховный суд. Тот напомнил: у уполномоченного органа возникает обязанность заключить договор купли-продажи с собственником расположенных на участке строений с момента подачи соответствующего заявления (п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса). Следовательно, отметил ВС, цена участка определяется исходя из кадастровой стоимости в день подачи заявления. Поэтому Судебная коллегия ВС отменила решения нижестоящих судов и определила направить дело на новое рассмотрение в апелляцию (№ 14-КГ17-12). На сегодняшний день оно еще не рассмотрено.

Источник


 

ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ

Письмо Росприроднадзора от 11.07.2017 №АА-03-04-32/14988 «О разъяснениях по вопросам постановки объектов НВОС на государственный учет»

Росприроднадзор разъяснил, что исходя из ст. 16.1 от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории ¹.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному или региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному или региональному государственному экологическому надзору, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации соответственно.


¹ Объектами IV категории согласно Постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 №1029

«Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» являются объекты, отвечающие критериям:

6. Наличие одновременно следующих критериев:

а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;

б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 настоящего документа.

8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.


 

Вы находитесь на сайте 4 минуты,
Вы нашли то, что искали?

Оставьте номер телефона, и мы перезвоним Вам!