02 — 15 января 2017 года

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

С 1 января 2017 года отменять доверенности надо по новым правилам. А сведения об отмене доверенности, удостоверенной у нотариуса, теперь можно найти в реестре нотариальных действий.

С 1 января 2017 года правила отмены доверенности такие: если представляемый выдал доверенность в простой письменной форме, заявление об отмене доверенности нужно сделать в простой письменной форме либо заверить у нотариуса; если представляемый заверил доверенность у нотариуса, заявление об отмене доверенности нужно заверить у нотариуса; если стороны включили доверенность в договор или решение собрания, то заявление об отмене доверенности нужно сделать в той же форме, в которой стороны заключили договор, либо заверить у нотариуса. Напомним, что раньше форму такого уведомления закон не определял. На практике стороны предпочитали направлять заявления об отмене доверенности в письменной форме. При этом закон не запрещал в простой письменной форме отменить и такую доверенность, которую заверил нотариус. Кроме того, с 1 января сообщения об отмене доверенности, заверенной у нотариуса, нужно публиковать не в газете «Коммерсантъ», а в реестре нотариальных действий. Этот реестр ведут нотариусы в электронной форме. А информацию из реестра нотариальных действий может получить любой желающий. Для этого нужен лишь доступ в Интернет. (Федеральный закон от 03.07.2016 № 332-ФЗ).

Источник


НАЛОГИ
  1. С 1 января 2017 года вводятся санкции за непредставление в налоговые органы сообщения об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в случае, если за весь период владения упомянутой недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги

Неправомерное или несвоевременное непредставление налогоплательщиком — физическим лицом налоговому органу такого сообщения влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено или несвоевременно представлено сообщение.

(Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ)

  1. Налоговую декларацию 3-НДФЛ за налоговый период 2016 года необходимо представлять по измененной форме

В частности, изменения внесены в раздел 2 «Расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке (001)», лист Б «Доходы от источников за пределами Российской Федерации…», лист Д2 «Расчет имущественных налоговых вычетов по доходам от продажи имущества», лист З «Расчет налогооблагаемого дохода от операций с ценными бумагами…».

(Приказ ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/552@)

  1. С 1 января 2017 года физическое лицо может подать заявление о постановке на учет в любом налоговом органе на территории РФ

Ранее постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к ИП, осуществлялась налоговым органом по месту жительства.

(Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ; Информация ФНС России)


ГОСПОШЛИНА

1. Госпошлина при обращении в арбитражный суд с заявлением о признании физического лица банкротом составляет 300 руб.

Ранее размер госпошлины при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) был един для организаций и физических лиц и составлял 6 тыс. руб.

(Федеральный закон от 30.11.2016 N 407-ФЗ)

2. При подаче заявления о совершении юридически значимых действий и уплате госпошлины через единый портал государственных и муниципальных услуг и иные порталы размер госпошлины применяются с учетом коэффициента 0,7

Ранее применить указанную льготу можно было при совершении юридически значимых действий с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и иных порталов и получении результата услуги в электронной форме.

(Федеральный закон от 30.11.2016 N 402-ФЗ)


ОСАГО

С 1 января 2017 года страховщики обязаны заключать договоры обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к ним с соответствующим заявлением


КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО:

Изменяется порядок заключения крупных сделок и сделок с заинтересованностью

Под сделками, не выходящими за пределы обычной хозяйственной деятельности, теперь понимаются любые сделки, заключаемые при осуществлении деятельности соответствующим обществом либо иными организациями, осуществляющими аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки данным обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.

Скорректировано понятие крупной сделки. В отношении договоров аренды и лицензионных договоров вводится новый квалифицирующий признак. Так, крупной сделкой теперь считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом предусматривающая, в том числе, обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25% и более балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.

Совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества теперь обязан утверждать заключение о крупной сделке, в котором должны содержаться в том числе информация о предполагаемых последствиях для деятельности общества в результате совершения крупной сделки и оценка целесообразности совершения крупной сделки.

Решение о согласии на совершение крупной сделки может, в числе прочего, содержать указание на минимальные и максимальные параметры условий такой сделки (верхний предел стоимости покупки имущества или нижний предел стоимости продажи имущества) или порядок их определения, согласие на совершение ряда аналогичных сделок, альтернативные варианты условий такой сделки, требующей согласия на ее совершение, согласие на совершение крупной сделки при условии совершения нескольких сделок одновременно.

Крупная сделка, совершенная с нарушением порядка получения согласия на ее совершение, может быть признана недействительной по иску общества, члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или его участников (участника), обладающих не менее чем 1% общего числа голосов участников общества.

Сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, признается, в том числе, сделка, в совершении которой имеется заинтересованность лица, являющегося контролирующим лицом общества. При этом контролирующим лицом признается лицо, имеющее право прямо или косвенно распоряжаться более 50% голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального органа управления подконтрольной организации.

Общество обязано извещать о совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, незаинтересованных участников общества в порядке, предусмотренном для извещения участников общества о проведении общего собрания участников общества, а при наличии в обществе совета директоров (наблюдательного совета) — также незаинтересованных членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть признана недействительной по иску общества, члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или его акционеров (акционера), владеющих в совокупности не менее чем 1% голосующих акций общества, если она совершена в ущерб интересам общества и доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и (или) о том, что согласие на ее совершение отсутствует.

(Федеральный закон от 03.07.2016 N 343-ФЗ)


 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ. НЕДВИЖИМОСТЬ

1. Вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ, направленный на упрощение и ускорение процесса регистрации недвижимости, а также создание Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и единой учетно-регистрационной системы

Предусматривается формирование ЕГРН, который объединит сведения, содержащиеся в кадастре недвижимости и ЕГРП. В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Вести ЕГРН будут в электронном виде.

Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются Росреестром и его территориальными органами.

Если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и государственная регистрация прав теперь осуществляются одновременно. Исключения составляют ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной государственной регистрации и наоборот. Учет и государственная регистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

  • создание объекта недвижимости (за исключением ситуации, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной государственной регистрации прав);
  • образование объекта недвижимости (кроме случаев, когда кадастровый учет проводится без одновременной государственной регистрации прав);
  • прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;
  • образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие государственной регистрации.

Устанавливаются случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, регистрируются без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, государственная регистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.

Также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:

  • создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, местного самоуправления или корпорацией «Росатом» в порядке межведомственного взаимодействия;
  • прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;
  • изменение основных характеристик объекта.

Устанавливается перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Так, заявление в отношении созданного объекта недвижимости может представить:

  • собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, — при одновременном осуществлении учета и государственной регистрации;
  • орган государственной власти, местного самоуправления или корпорация «Росатом», выдавшие разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, — при учете в кадастре без одновременной государственной регистрации.

При личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов теперь не зависит от места нахождения объекта недвижимости.

Уточняется перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:

  • несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;
  • наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;
  • отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или государственной регистрации прав.

Сокращается общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и государственной регистрации прав. При подаче документов в Росреестр он составляет теперь:

  • 5 рабочих дней — для кадастрового учета;
  • 10 рабочих дней — в случае одновременного проведения учета и государственной регистрации;
  • 7 рабочих дней — для государственной регистрации прав.

Расширяется перечень оснований, по которым кадастровый учет и государственная регистрация могут быть приостановлены (приводится 55 оснований). Устанавливаются более продолжительные сроки приостановления государственной регистрации. Так, сроки приостановления учета объектов и госрегистрации составят:

  • 3 месяца — по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);
  • 6 месяцев — по инициативе заявителя (по заявлению приостановление возможно только 1 раз).

Сведения в ЕГРН теперь вносятся в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и государственной регистрации документы в таком порядке устанавливается для органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

Ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и государственной регистрации распределена между Росреестром и государственным регистратором. Так, государственный регистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав или уклонение от их проведения. Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вносятся поправки в многочисленные законодательные акты, в том числе в федеральные законы от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также в ЗК РФ, ЖК РФ, ГрК РФ, ЛК РФ, Основы законодательства РФ о нотариате и др.

2. Государственная кадастровая оценка будет проводиться государственными кадастровыми оценщиками

Кадастровая оценка представляет собой совокупность процедур, направленных на определение кадастровой стоимости объекта недвижимости для целей налогообложения (и иных предусмотренных законодательством целей), в том числе, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта.

Государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в 3 года (в городах федерального значения — не чаще одного раза в 2 года) и не реже одного раза в 5 лет, за исключением внеочередной оценки. Перечень объектов недвижимости, подлежащих оценке, формируется органом регистрации прав на основании решения о проведении оценки. Оценка может быть проведена одновременно в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории субъекта РФ.

Подготовка к проведению оценки осуществляется до 1 января года определения кадастровой стоимости. Сбор и обработка информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, осуществляются бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Для сбора и обработки такой информации правообладатели объектов недвижимости вправе предоставить бюджетному учреждению декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости.

Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Итоговым документом, составленным по результатам определения кадастровой стоимости, является отчет.

Уполномоченный орган субъекта РФ в течение 20 рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в нем результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта, который вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Орган регистрации прав в течение 20 рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом ее определения, осуществляет внесение в ЕГРН таких сведений, в том числе о дне подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если они затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в специальной комиссии в случае ее создания в субъекте РФ или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

К отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года, в течение которого государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» или в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

(Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ; Приказ Минэкономразвития России от 07.06.2016 N 358)

3. С 1 января 2017 года предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будет осуществляться с учетом некоторых особенностей

Предусматривается, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которого до 4 июля 2016 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или на официальном сайте РФ для размещения информации о проведении торгов размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, осуществляется органом местного самоуправления, который принял указанное решение или который обеспечил размещение указанного извещения.

(Федеральный закон от 03.07.2016 N 334-ФЗ)

4. Размещать извещения участников долевой собственности на недвижимость на сайте Росреестра о намерении продать долю необходимо в соответствии с установленным порядком

Извещение размещается продавцом доли путем заполнения формы в личном кабинете на сайте Росреестра

Электронная форма извещения включает следующие разделы:

  • вид объекта недвижимости;
  • кадастровый номер объекта недвижимости;
  • адрес объекта недвижимости или иное описание местоположения объекта недвижимости (при отсутствии адреса);
  • цена;
  • ФИО продавца — физического лица или наименование продавца — юридического лица;
  • адрес электронной почты и (или) почтовый адрес продавца, по которым иные участники общей долевой собственности могут с ним связаться.

Извещение должно быть доступно для просмотра неограниченным кругом лиц в течение трех месяцев с момента его размещения.

(Приказ Минэкономразвития России от 17.11.2016 N 724)

5. Уточняются сроки государственной регистрации ипотеки земельного участка, здания, сооружения, помещения или машино-места, возникающей на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально удостоверенного договора, влекущего за собой возникновение ипотеки на основании закона

Предусматривается, что такая государственная регистрация теперь осуществляется в следующие сроки:

  • 3 рабочих дня с даты приема или поступления в Росреестр прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме — в течение 1 рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов;
  • 5 рабочих дней с даты приема МФЦ заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов.

6. Кроме того:

  • устанавливается, что при прекращении права на здание, сооружение, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости, государственная регистрация права в отношении всех помещений, машино-мест в таких здании, сооружении должна быть осуществлена одновременно;
  • предусматривается отражение в техническом плане сведений о едином недвижимом комплексе или его части.

СТРОИТЕЛЬСТВО И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Минстрой определил правила размещения на сайте застройщика данных об объектах долевого строительства

С 20 января для застройщиков начнут действовать требования к размещению на своих сайтах информации о каждом объекте, который строится с привлечением средств дольщиков.

Согласно требованиям информация размещается в форме:

  • электронной копии отсканированного бумажного документа;
  • копии электронного документа, заверенного электронной подписью уполномоченного лица организации.

Застройщик должен любому посетителю своего сайта дать открытый и круглосуточный доступ к сведениям. Например, нельзя потребовать от пользователя зарегистрироваться, предоставить персональные данные, установить на компьютер дополнительную программу для просмотра информации, кроме браузера.

Напомним, застройщики обязаны размещать на своих сайтах данные об объектах долевого строительства с 1 января. До утверждения требований не было ясно, как исполнить эту обязанность. Если застройщик не будет соблюдать требования при размещении данных на сайте, ему грозит штраф. Для юрлиц размер такого штрафа составляет от 200 тыс. до 400 тыс. руб.

Документ: Приказ Минстроя России от 09.12.2016 N 914/пр (вступает в силу 20 января 2017 года)

2. С 1 января 2017 года документы на экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий необходимо направлять только в электронной форме

Исключение составляют случаи, когда проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий содержат сведения, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством РФ.

(Постановление Правительства РФ от 07.12.2015 N 1330)

3. С 1 января 2017 года в целях реализации Постановления Правительства РФ «О защите прав граждан — участников долевого строительства» застройщикам необходимо осуществлять обязательные отчисления в компенсационный фонд в отношении многоквартирных домов или иных объектов недвижимости, если государственная регистрация договора участия в долевом строительстве таких объектов недвижимости с первым участником долевого строительства осуществляется после 1 января 2017 года

(Постановление Правительства РФ от 07.12.2016 N 1310)

4. Совершенствуется регулирование подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечение комплексного и устойчивого развития территорий

Вступает в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 373-ФЗ, которым:

  • вводятся понятия «деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории», «элемент планировочной структуры», «линейные объекты»;
  • определены общие требования к документации по планировке территории;
  • регламентируется порядок проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, порядок комплексного развития территории по инициативе правообладателей земельных участков или расположенных на них объектов недвижимого имущества, комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления;
  • определен порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления;
  • определены особенности изъятия земельных участков или расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления.

(Федеральный закон от 03.07.2016 N 373-ФЗ)

5. Уточняются особенности урегулирования обязательств застройщика перед участниками строительства

Предусматривается, что застройщиком, которому возмездно передается имущество (в том числе имущественные права) и обязательства другого застройщика в процессе урегулирования его обязательств перед участниками строительства, может быть только юридическое лицо, отвечающее установленным требованиям. При этом к заявлению о намерении стать приобретателем объекта незавершенного строительства и земельного участка (прав на земельный участок) и исполнить обязательства застройщика перед участниками строительства, имеющими требования о передаче жилых помещений, прилагаются документы, подтверждающие соответствие приобретателя установленным требованиям.

(Федеральный закон от 29.12.2015 N 391-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 09.08.2016 N 760)


ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИЛИЩНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ. ЖКХ

1. Вводятся новые механизмы защиты граждан-дольщиков

На застройщиков возлагается обязанность ведения сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором должна раскрываться информация в отношении каждого строящегося с привлечением средств дольщиков многоквартирного дома или иного объекта недвижимости.

Положения Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» теперь распространяются на отношения, возникающие при строительстве жилых домов блокированной застройки, состоящих из 3 и более блоков.

Уточняются требования, которым должна соответствовать реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирного дома.

Определены особенности осуществления государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, договора об уступке прав требования по такому договору на объект долевого строительства.

Предусматривается, что цена договора теперь может быть определена как произведение цены единицы общей площади жилого помещения или площади нежилого помещения, являющихся объектом долевого строительства, и соответствующей общей площади или площади объекта долевого строительства. В случае, если частью жилого помещения, являющегося объектом долевого строительства, являются лоджия, веранда, балкон, терраса, цена договора может быть определена как произведение цены единицы общей приведенной площади такого жилого помещения и общей приведенной площади такого жилого помещения. При этом общая приведенная площадь жилого помещения состоит из суммы общей площади жилого помещения и площади лоджии, веранды, балкона, террасы с понижающими коэффициентами, установленными Приказом Минстроя России от 25.11.2016 N 854/р.

(Федеральный закон от 03.07.2016 N 304-ФЗ; Приказ Минстроя России от 25.11.2016 N 854/р, Письмо ФАС России от 26.12.2016 N АК/90365/16)

2. С 1 января 2017 года существенно изменяются правоотношения в сфере холодного водоснабжения и водоотведения

Вступают в силу изменения в Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.06.2013 N 644в, Положение о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10.04.2013 N 317, а также в Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776.

В частности:

  • устанавливается, что декларация о составе и свойствах сточных вод на очередной год подается в срок до 1 ноября предшествующего года, а не до 1 июля, как было предусмотрено ранее, при этом декларация на 2017 год подается абонентами до 1 марта 2017 года в порядке, установленном Правилами холодного водоснабжения и водоотведения;
  • декларации о составе и свойствах сточных вод на 2017 год, поданные абонентами до 1 января 2017 года прекращают действие со дня принятия организацией, осуществляющей водоотведение, деклараций о составе и свойствах сточных вод на 2017 год, поданных абонентами после 1 января 2017 года, но не позднее 1 апреля 2017 года;
  • уточняется содержание декларации о составе и свойствах сточных вод, предусматриваются основания для прекращения действия декларации, уточняется форма декларации, форма плана по обеспечению требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения;
  • в плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади предусмотрено строительство сооружений по обработке осадка сточных вод и канализационных коллекторов (сетей) для перенаправления неочищенных сточных вод на очистные сооружения;
  • вводятся новые термины — «баланс водопотребления и водоотведения», «локальное очистное сооружение», «нормативы водоотведения по составу сточных вод», «самовольное пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения», «самовольное подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения»;
  • скорректирован порядок заключения договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, права организации водопроводно-канализационного хозяйства, обязанности абонента;
  • уточняется порядок оплаты абонентами полученной холодной воды и отведенных сточных вод, осуществляемой по тарифам органов исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, и размер пени в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, а также в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства обязательств по оплате договора по транспортировке холодной воды, сточных вод;
  • корректируется порядок временного прекращения либо ограничения холодного водоснабжения, временного прекращения либо ограничения приема сточных вод в отношении абонента;
  • пересматривается порядок подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
  • устанавливается новый перечень веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (устанавливаются требования к сточным водам, принимаемым (отводимым) в централизованные системы водоотведения);
  • устанавливаются требования к разработке и содержанию плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод, к его рассмотрению и согласованию;
  • корректируется порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

(Постановление Правительства РФ от 03.11.2016 N 1134)

3. Вводится порядок определения абонентов, обязанных предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договору горячего и (или) холодного водоснабжения, и порядок предоставления такого обеспечения

Предусматривается, что критерием отнесения абонента к числу лиц, обязанных предоставить такое обеспечение, является неисполнение или ненадлежащее исполнение абонентом обязательств по оплате горячей или холодной воды, если это привело к образованию задолженности в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате горячей воды, питьевой и (или) технической воды, водоотведения.

При этом указывается, что при определении размера задолженности учитывается только задолженность по оплате воды, подтвержденная вступившим в законную силу решением (решениями) суда и (или) признанная абонентом, при этом задолженность по оплате горячей воды, питьевой и (или) технической воды, возникшая до вступления Постановления в силу, не учитывается.

После определения абонентов, обязанных предоставить обеспечение, организация, осуществляющая водоснабжение, в течение 30 рабочих дней направляет им уведомление об обязанности предоставить обеспечение. Величина обеспечения исполнения обязательств определяется организацией, осуществляющей водоснабжение, но не может превышать размер задолженности абонента по оплате горячей или холодной воды, которая явилась основанием для предъявления абоненту требования о предоставлении обеспечения. Срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение, также определяется организацией, осуществляющей водоснабжение, но не может наступать ранее чем через 60 календарных дней с даты получения абонентом уведомления.

В качестве обеспечения исполнения обязательства может быть предоставлена банковская гарантия или иное обеспечение, согласованное абонентом и водоснабжающей организацией.

Организация, осуществляющая водоснабжение обязана, проинформировать высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта РФ) об абонентах, в отношении которых установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств.

(Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N 1455)


СУДОПРОИЗВОДСТВО

1.С 1 января 2017 года до 1 месяца (ранее — 3 месяца) сокращается срок рассмотрения арбитражными судами заявлений об отмене решения третейского суда, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда и об отмене постановления третейского суда предварительного характера о наличии у него компетенции

2.Предусматривается механизм присуждения компенсации при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на государственные органы и организации обязанность исполнить обязательство в натуре

Устанавливается право физического или юридического лица обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц этих органов и организаций обязанность исполнить иные требования имущественного и (или) неимущественного характера.

Предусматривается, что до 1 июля 2017 года лица, подавшие в ЕСПЧ жалобу на предполагаемое нарушение их права на исполнение судебного акта в разумный срок, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела, могут обратиться в новом порядке и порядке, установленном процессуальным законодательством РФ, в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок с указанием в нем даты обращения с жалобой в ЕСПЧ и номера этой жалобы.


СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Верховный суд прекратил залог по основанию, которого нет в ГК

Обязательство прекращается исполнением. Поэтому нельзя прекратить ипотеку на квартиру, если она полностью не оплачена. Но все не так однозначно, показывает пример дела Полуниных. Верховный суд принял во внимание встречный иск залогодержателя, который требовал обратить взыскание на квартиру. Результат его рассмотрения может прекратить залог. Пусть Гражданский кодекс этого прямо не предусматривает, но это соответствует смыслу его норм и самого обременения, считают в ВС.

Когда истекает срок давности по главному требованию, заканчивается и «срок годности» залога, поскольку залогодержатель уже не может обратить взыскание на имущество в одностороннем порядке (если стороны не договорились об ином), разъяснил ВС в деле 84-КГ16-7. По мнению коллегии под председательством Вячеслава Горшкова, это следует из совокупности норм Гражданского кодекса, которые связывают основное и акцессорное обязательство и устанавливают, что реализация залога происходит по решению суда (ст. 207, 352, 348, 349). Обременение прекращается и в тех случаях, когда суд отклоняет требования залогодержателя, поскольку второй раз обратиться с тем же иском невозможно.

До Верховного суда дошла несостоявшаяся покупательница квартиры Элина Полунина*. В декабре 2011 году они с мужем и его сыном Игорем Полуниным* продали свою трехкомнатную квартиру за 2,2 млн руб. А в 2012-м она договорилась купить у последнего однокомнатную в два раза дешевле. 28 апреля 2012 года в Росреестре зарегистрировали право собственности за новой владелицей и ипотеку в силу закона – поскольку деньги, согласно договору, перечислялись через день после регистрации. Но были ли они выплачены полностью, однозначно неизвестно: версии участников событий разошлись.

Полунина утверждала, что сделкой про продаже трехкомнатной квартиры занимался Игорь Полунин, который получил по ней все деньги, включая 733 тыс. – долю Полуниной. По ее словам, она не возражала, поскольку доверяла ему. Они якобы договорились, что он купит Полуниной взамен полученной суммы другую квартиру, но вместо этого он «ввел ее в заблуждение» касательно порядка выплат. Полунин, в свою очередь, настаивал, что покупательница совсем отказалась платить, и он не получал от нее никаких денег. В начале 2015-го он подал иск о расторжении договора купли-продажи, который суд оставил без рассмотрения. А Полунина перечислила на его счет 375 тыс. руб. (это часть стоимости новой квартиры, которую она должна была заплатить), после чего в сентябре 2015 года подала иск о прекращении ипотеки. Полунин на этот раз ответил встречным иском: потребовал 733 тыс. руб. (это, по его версии, оставшаяся часть долга), 273 тыс. руб. процентов за задержку выплаты, а также обратить взыскание на заложенную квартиру.

Новгородский районный суд отклонил все требования (дело 2-6907/2015 ~ М-6890/2015). Первоначальный иск несостоятелен, поскольку не доказано, что Полунин получил чужие деньги от продажи трехкомнатной квартиры (выписка из банка не позволяла об этом однозначно сказать, счел суд). «Следовательно, поскольку обеспеченное ипотекой квартиры обязательство не прекращено надлежащим исполнением, в силу подп. 1 п. 1 ст. 352 ГК РФ не может считаться прекращенным и обеспечивающий его залог,» — рассудил в своем решении Константин Шибанов. А по встречным требованиям истек срок давности, пришел к выводу он. Эти выводы подтвердила апелляция.

Но Верховный суд исправил коллег по вопросу прекращения залога. Раз залогодержатель пропустил срок исковой давности и получил отказ в требованиях, у него нет возможности обратить взыскание на квартиру в судебном порядке. Других сценариев в договоре стороны не предусмотрели. Значит, залог утратил свою обеспечительную функцию и теряет силу, пусть даже в п. 1 ст. 352 ГК нет такого основания его прекращения, написано в определении Верховного суда. А Полунина, заявляя об отсутствии долга, и стремилась прекратить залог – потому что обратить на него взыскание было уже невозможно. При этом очередность требований (первого и встречного иска) значения не имеет, на всякий случай уточнил ВС и отправил вопрос об ипотеке на пересмотр в Новгородский областной суд.

Источник

Пожалуйста, оставьте здесь свой вопрос.
Мы получим его на e-mail
и обязательно ответим вам




подписаться на новости
captcha

Заполните форму и мы вам пришлем интересующий образец правового документа





подписаться на новости